Единый синаптический механизм формирования, консолидации и хранения энграмм долговременной памяти (факты и гипотезы)

Психофизиология познавательной сферы – Память

Единый синаптический механизм формирования, консолидации и хранения энграмм долговременной памяти (факты и гипотезы)

Память, ты рукою великанши
Жизнь ведешь, как под уздцы коня…

Память — одно из основных свойств центральной нервной системы, выражающееся в способности на короткое или длительное время сохранять информацию о событиях внешнего мира и реакциях организма.

Память складывается из трех взаимосвязанных этапов: запоминания, хранения и воспроизведения информации. Выделяют следующие виды памяти: — наследуемая (генетическая),

— ненаследуемая (индивидуальная).

3.1. Временная организация памяти

• Иконическая (зрительная) память. Ее объем равен примерно 7 ± 2 элемента при удержании следа от зрительного стимула 250 мс. • Эхоическая (слуховая) память. След звукового стимула сохраняется около 12 секунд. • Оперативная (рабочая) память.

Она связана с хране-нием информации, необходимой для решения конкретной задачи в течение времени, которое требуется для ее решения. В формировании данного вида памяти принимают участие префронтальные области коры больших полушарий головно-го мозга.

• Имплицитная (процедурная) память. Это память на действия, т. е.

она представлена моторными навыками, раз-личными условными и инструментальными рефлексами. Ее использование может осуществляться без осознания данного факта. Процедурная память позволяет хранить информацию о причинно-следственных связях между событиями. Однако при отсутствии соответствующего подкрепления она может угасать.

Имплицитное обучение протекает медленно и требует повторения действующих раздражителей, как и в случае выработки условного рефлекса. В формировании данного вида памяти принимают участие сенсорные и моторные области коры мозга.

3.2. Модально-специфическая организация памяти

• Эксплицитная (декларативная, образная) память обеспечивает запоминание объектов, событий, эпизодов, т. е. это память на лица, места событий, предметы. Она делится на эпизодическую, связанную с индивидуальными для каждого человека событиями, и семантическую (смысловую) память.

Декларативная память является сознательной, информация в ней может храниться годами, благодаря чему люди различают знакомые и незнакомые события. Эксплицитное обучение происходит быстро, иногда после первой встречи с новой информацией.

В филогенезе декларативная память появилась позднее процедурной. В формировании данного вида памяти принимают участие височные области мозга, включающие гиппокамп и структуры таламуса. • Эмоциональная память сохраняет душевные переживания, сопровождающие ранее произошедшие события.

• Словесно-логическая память свойственна только человеку.

3.3. Типы памяти по времени сохранения информации

• Непосредственный отпечаток сенсорной информации является начальным этапом переработки поступивших сигналов. Он обеспечивает удержание следов в сенсорной памяти не более 500 мс. Сенсорная память человека сознательно не контролируется и зависит от функционального состояния организма.

• Кратковременная память обеспечивает удержание ограниченной части поступившей информации, позволяет воспроизводить определенную ее часть и тем самым некоторое время использовать данное количество информации.

Механизм кратковременной памяти, согласно теории реверберации импульсов, заключается в многократном циркулировании импульсов по замкнутой цепочке нейронов, или реверберации. Когда нервные импульсы повторно поступают на одни и те же нейроны, то возникает закрепление информации в памяти.

Когда повторная импульсация отсутствует или приходит тормозной импульс к одному из нейронов цепочки, реверберация импульсов прекращается, т. е. имеет место забывание инфор-мации.

Электротоническая теория объясняет механизм кратковременной памяти возникновением электротонических потенциалов, которые облегчают прохождение нервных импульсов через определенные синапсы. • Долговременная память позволяет сохранять информацию неограниченное время и имеет большой объем.

Информация может легко воспроизводиться путем извлечения ее из памяти. Запоминание и воспроизведение информации является либо непроизвольным, либо произвольным. Непроизвольное запоминание и воспроизведение представляет собой пассивный процесс, т. е. не требует умственных усилий.

Произвольное запоминание и воспроизведение имеет избирательный характер и является активным процессом, требующим включения внимания. Невозможность воспроизведения полученной информации называется забыванием, хотя при определенных обстоятельствах данная информация может воспроизводиться.

Механизм долговременной памяти, согласно анатомической теории, связан с образованием новых терминальных волокон, изменением их размеров, развитием шипикового аппарата на дендритах нейронов.

Глиальная теория объясняет механизм долговременной памяти изменениями глиальных клеток, которые окружают нейроны и секретируют особые вещества, облегчающие синаптическую передачу. В соответствии с биохимической теорией механизм долговременной памяти основан на активации нейрональных процессов, что приводит к усилению белкового обмена. При торможении синтеза специфических белков нейронами головного мозга происходит нарушение или прекращение формирования долговременной памяти. Энграмма — след памяти, сформировавшийся в результате структурно-функциональных изменений в коре головного мозга под воздействием как внешних, так и внутренних раздражителей. Этапы формирования энграммы: — возникновение сенсорного следа; — анализ, сортировка и переработка информации;

— формирование устойчивых структур долговременной памяти.

3.4.1. Теории формирования энграммы

• Концепция временной организации памяти была сформулирована Д. Хеббом в 1949 году. Согласно данной теории, кратковременная память представляет первый этап формирования энграммы. Ее существование во времени и объем информации ограничены, след в кратковременной памяти неустойчив, поэтому более поздние следы вытесняют более ранние.

Долговременная память является вторым эта-пом формирования энграммы, который переводит след памяти в устойчивое состояние, время его хранения и объем информации не ограничены. Процесс перехода информации из кратковременной памяти в долговременную называется процессом консолидации памяти (Hebb D. O., 1949). • Теория активной памяти была разработана Т. Н. Греченко в 1997 году.

В основе данной теории лежит предположение, что вся память является постоянной и долговременной, поэтому ее нельзя делить на кратковременную и долговременную. Автор вводит понятие «состояние энграммы», которое определяет степень ее готовности к воспроизведению. Только след памяти, находя-щийся в активном состоянии, доступен для реализации в поведении.

Энграммы, недоступные для использования, находятся в латентном, или неактивном, состоянии. Активность энграммы обусловлена способностью нейронов генерировать нервные импульсы, поэтому активная память является совокупностью активированных «старых» и «новых» энграмм (Греченко Т. Н., 1997). Амнезия — утрата энграммы вследствие ее повреждения.

Ретроградная амнезия — утрата памяти на определенные события в период, предшествующий воздействию амнестического агента. В качестве амнестического агента могут выступать электрошок, травма головного мозга, введение фармакологических препаратов, стресс и др.

Люди, страдающие ретроградной амнезией, Антероградная амнезия — неспособность сформировать энграмму после воздействия амнестического агента.

Истерическая амнезия — нарушение энграммы памяти об отдельных неприятных событиях или о фактах из прошлого в результате воздействия амнестического агента.

3.4.3. Восстановление памяти

• Спонтанное восстановление памяти. Клиническими данными и в экспериментальных исследованиях подтверждено спонтанное восстановление памяти после амнезии.

Например, явление периодических амнезий характеризуется тем, что больной, проснувшись от длительного сна и все забыв, вынужден заново учиться читать, писать, считать, узнавать предметы и окружающие лица. Однако через некоторое время такой больной вторично впадает в глубокий сон, после пробуждения от которого становится таким же, каким был до первого сна.

При этом он совсем не помнит того, что с ним случилось в промежутке между двумя снами. Факты спонтанного восстановления памяти после амнезии, вызванной электрошоком, многократно получены в опытах на животных.

Например, у крыс применение электрошока после выработки у них навыка побежки в Т-образном лабиринте вызывало ретроградную амнезию, которая наступала на 4-й день после обучения. Однако уже на 30-й, 60-й и 90-й день память на выработанный навык постепенно и полностью восстанавливалась. • Восстановление памяти методом напоминания.

Метод напоминания заключается в том, что для восстановления памяти предъявляют амнестический агент, сила которого значительно меньше силы раздражителя, вызвавшего забывание. Предполагают, что амнестический агент переводит энграмму в латентное состояние, а напоминание выполняет функцию стимула, активирующего след памяти.

Суть напоминания состоит в создании такой же обстановки и условий, в которых вырабатывался навык.

• Восстановление памяти методом ознакомления. Если до воздействия амнестического агента человек ознакомится с какими-либо событиями, то после применения амнестического агента ретроградная амнезия не возникает. Влияние предварительного опыта на устойчивость следа памяти получило название «эффект ознакомления».

Источник: http://www.vashpsixolog.ru/lectures-on-the-psychology/186-psixofiziologiya/2107?start=2

Основы психофизиологии

Единый синаптический механизм формирования, консолидации и хранения энграмм долговременной памяти (факты и гипотезы)

Научение может быть рассмотрено как последовательность сложных процессов, вовлекаемых в приобретение, хранение и воспроизведение информации (см. гл. 15). В результате научения происходит модификация поведения, а память проявляется как сохранение этой модификации.

Энграмма – след памяти, сформированный в результате обучения.

Описание энграммы может быть выполнено как минимум по трём параметрам: динамике развития процессов, приводящих к становлению следа; параметру состояния энграммы, характеризующему её готовность к воспроизведению; по устройству энграммы, характеризующему механизмы, которые лежат в основе её создания. Эти три разных аспекта описания энграммы составляют основу трёх направлений в изучении памяти. Первое исходит из принципа временной организации памяти и описывает динамику формирования энграммы в терминах кратковременного и долговременного хранения; второе, исключая временной компонент создания энграммы, оценивает степень её готовности к воспроизведению; третье, анализируя нейронные и молекулярные механизмы памяти, может опираться как на принцип временной организации, так и на концепцию состояния энграммы.

1. ВРЕМЕННАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ПАМЯТИ

Временная организация следа памяти подразумевает последовательность развития во времени качественно разных процессов, приводящих к фиксации приобретённого опыта.

Основные понятия, которыми оперирует теория консолидации и другие теории, созданные в рамках концепции временной организации памяти, следующие: консолидация – процесс, приводящий к физическому закреплению энграммы, и реверберация – механизм консолидации, основанный на многократном пробегании нервных импульсов по замкнутым цепям нейронов.

Длительность консолидации – интервал времени, необходимый для перехода следа памяти из кратковременного хранения, в котором он находится в виде реверберирующей импульсной активности, в долговременное, обеспечивающее длительное существование энграммы.

Основными в концепции временной организации являются понятия о кратковременной и долговременной памяти. Подразумевается, что при фиксации происходит смена одной формы существования энграммы на другую.

Представления о кратковременной и долговременной форме существования следа базируется на предположении о разных нейрофизиологических, молекулярных, биохимических и морфофункциональных основах энграммы на разных стадиях её жизни.

Центральной проблемой в концепции временной организации памяти является определение продолжительности периода консолидации энграммы и количества этапов её становления.

Основной способ исследования временной организации памяти заключается в искусственном воздействии на один из предполагаемых этапов становления энграммы, поэтому такое широкое применение получил метод экспериментальной ретроградной амнезии.

Экспериментальная ретроградная амнезия вызывается самыми разными воздействиями. Прошло много времени с тех пор, как К.Р. Дункан [Duncan, 1949] и Р.В. Джерард [Gerard, 1963] впервые сообщили о том, что электросудорожный шок влияет на хранение недавно приобретённого опыта.

С тех пор накопленные данные не оставляют сомнения в том, что не только электрошок, приводящий к драматическим последствиям, но и электрическая стимуляция весьма малой интенсивности может влиять на память.

Многочисленные экспериментальные данные показывают, что электрическая стимуляция может и усиливать, и прерывать хранение следа.

1.1. Градиент ретроградной амнезии

Зависимость эффективности модуляции памяти от интервала времени между обучением и применением амнестического агента характеризует градиент ретроградной амнезии. Градиент ретроградной амнезии показывает эффективность данного воздействия по отношению к сохранению энграммы.

Было установлено, что интервал времени, в течение которого след памяти уязвим для действия амнестических агентов, меняется в зависимости от условий эксперимента и вида используемого воздействия (при одном и том же виде обучения).

Нарушение памяти зависит от места приложения стимула, его интенсивности и интервала времени, прошедшего после обучения.

Из исследований градиента ретроградной амнезии можно сделать вывод: эффективность определённого амнестического воздействия изменяется обратно интервалу времени, прошедшего от момента применения данного агента, и прямо пропорционально его силе.

Каждый параметр амнестического воздействия и каждый вид амнестических агентов демонстрирует наличие «своего» градиента ретроградной амнезии. Именно поэтому амнестический градиент демонстрирует только уязвимость определённой фазы существования энграммы для характеристик влияющего на память воздействия.

Результаты опытов показывают множество амнестических градиентов для одной и той же энграммы.

1.2. Стадии фиксации памяти

Гипотеза о двух последовательно развивающихся следах. Согласно гипотезе, формирование энграммы осуществляется в два этапа: первый характеризуется неустойчивой формой следа и существует в течение непродолжительного периода. Это этап кратковременной памяти. Именно на этом этапе след уязвим для действия модулирующих память влияний.

Второй этап – переход следа в устойчивое состояние, которое не изменяется в течение продолжительного периода, – это этап долговременной памяти. Фиксация энграммы осуществляется при помощи процесса консолидации. Консолидация начинает развиваться во время пребывания следа в фазе кратковременного хранения.

Последовательная смена состояний следа является необходимым условием для фиксации энграммы. В завершённом виде гипотеза о двух последовательных этапах формирования следа памяти была сформулирована Д.О. Хеббом [Hebb, 1949] и Р.В. Джерардом [Gerard, 1963].

На основе экспериментальных фактов и клинических наблюдений были сформулированы основные положения теории консолидации энграммы.

1. Фиксацию следа памяти обеспечивает процесс консолидации.

2. След памяти тем устойчивее, чем больший интервал времени проходит от момента завершения обучения до момента предъявления амнестического агента.

3. След памяти можно разрушить, если он ещё не консолидировался или консолидировался частично.

4. Прерывание процесса консолидации приводит к физическому уничтожению энграммы.

5. Разрушенный след памяти не восстанавливается, так как действие амнестических агентов необратимо.

Гипотеза одного следа и двух процессов. Эта гипотеза была предложена Дж. Л. Мак-Го и П.Е. Гоулдом [McGaugh, Gold, 1976]. В основе её лежит предположение о том, что при обучении развиваются два процесса – один из них специфический, инициируемый приобретённым опытом, а другой неспецифический.

След памяти нестабилен до тех пор, пока неспецифическая физиологическая активность не закрепит состояние мозга, которое способствует научению и хранению следа. Неспецифические явления, сопровождающие научение и формирование следа, включают изменения уровня бодрствования и уровня определённых гормонов.

Особенностью этой модели является отсутствие независимой кратковременной памяти. Согласно гипотезе, то, что обычно называют кратковременной памятью, является особым случаем существования следа, когда действие неспецифического компонента научения ослаблено или заблокировано.

Так как проявление энграммы связано с деятельностью многих структур мозга, «чистый след» может оказаться за порогом воспроизведения. Это единственная гипотеза, в которой процесс образования энграммы и её воспроизведения ставится в зависимость от общего состояния ЦНС.

В качестве энграммы в данной гипотезе выступает совокупность явлений, прямо и косвенно участвующих в процессе следообразования, а само следообразование рассматривается как специфический процесс. Остальные процессы, выполняющие регуляторную функцию, рассматриваются как неспецифические.

Гипотеза о трёх последовательных этапах фиксации энграммы. Идентификация стадий формирования памяти при действии различных фармакологических средств и ингибиторов синтеза белков привела к предположению о существовании не двух, а трёх последовательных этапов в закреплении энграммы.

В основе такого «трёхкомпонентного» подхода лежат результаты опытов, в которых изучалось действие ингибиторов синтеза белков через разное время после обучения, и предположение о том, что каждая стадия фиксации имеет особое метаболическое обеспечение.

Так, например, обнаружено, что интрацеребральное введение хлористого лития или хлористого калия вызывает развитие ретроградной амнезии уже через 5 мин после обучения. В случае введения перед обучением ингибитора Na-, K-AT Фaзы оуабаина амнезия возникает только через 15 мин после обучения.

Если применяется ацетоксициклогексимид, то амнезия обнаруживается только через 30 мин после обучения [Gibbs, Ng, 1977]. Авторы сделали вывод о существовании трёх стадий развития энграммы.

К аналогичному заключению на основании результатов экспериментов о влиянии на научение интрацеребральных инъекций оуабаина и этакриновой кислоты перед выработкой условной пищевой реакции пришёл и другой исследователь – М. Марк (см. в [Кругликов, 1994]).

Не обучившиеся в течение опытного сеанса цыплята при тестировании через 30 мин – 1 час вели себя так же, как и обученные. Оуабаин и этакриновая кислота не воспрепятствовали формированию следа в долговременной памяти, в то же время полностью исключив реализацию поведения, основанного на кратковременной памяти. Очевидно, что количество фаз фиксации определяется специфичностью применяемых воздействий, что показано в более поздних исследованиях взаимоотношений биохимических процессов, развивающихся при обучении, с динамикой формирования следа памяти.

1.3. Кратковременная и долговременная память

Развитие концепции временной организации памяти затрудняется нечёткостью и расплывчатостью основных понятий, на которые опирается теоретическая конструкция.

Понятие о кратковременной и долговременной памяти является общим для всех теорий, опирающихся на концепцию временной организации. Именно поэтому особенно важно найти критерий для определения принадлежности энграммы к той или иной стадии её развития.

Естественно, что в рамках временного подхода критериями являются «времена жизни» энграммы в определённой форме хранения.

Тем не менее отсутствуют объективные критерии для определения принадлежности следа к кратковременной или долговременной памяти – по мнению одних исследователей, в кратковременной памяти след удерживается от нескольких секунд до нескольких часов, а в долговременной – от нескольких часов до нескольких дней, после чего переходит в постоянное хранение. Согласно другим представлениям, в кратковременной памяти след находится несколько секунд, а в долговременной – от нескольких секунд до нескольких лет.

Основные характеристики кратковременной памяти следующие:

1. Кратковременная память необходима для перехода следа в долговременную память.

Психология bookap

2. Содержимое кратковременной памяти быстро угасает (оно может быть разрушено различными амнестическими воздействиями).

3. Объём кратковременной памяти ограничен, в отличие от долговременной памяти, которая практически постоянна, а объём её неисчерпаем [Hebb, 1949; Gerard, 1963].

Источник: https://bookap.info/psyhofizio/aleksandrov_osnovy_psihofiziologii_aleksandrov_yui_red/gl37.shtm

Память

Единый синаптический механизм формирования, консолидации и хранения энграмм долговременной памяти (факты и гипотезы)

Память — психический процесс, который заключается в закреплении, сохранении и последующем воспроизведении прошлого опыта, дает возможность его повторного применения в жизнедеятельности человека.

В психологии памятью обозначают комплекс познавательных способностей и высших психических функций по накоплению, сохранению и воспроизведению знаний и навыков. Память в различных формах и видах присуща всем высшим существам.

Наиболее развит уровень памяти характерен для человека.

Виды памяти

Выделяют следующие виды памяти

По методу запоминания

  • невольная — информация запоминается без специальных приемов заучивания, при выполнении деятельности или работы с информацией.
  • произвольная — целенаправленное заучивания с помощью специальных приемов. Эффективность запоминания зависит от приемов и целей запоминания;

По характеру преобладающей психической активности

  • двигательная — память на движения и их системы;
  • эмоциональная — память на чувства, которые выступают стимулом к деятельности
  • моторна- память происходят когда человек пишет
  • образная — память на представления: зрительная, слуховая, обонятельная, вкусовая, осязательная;
  • словесно-логическая — специфическая человеческая, запоминается мнение в форме понять.Розуминня чего

По продолжительности сохранения информации

  • сенсорная память длится 0,2-0,5 секунды, позволяет человеку ориентироваться в обстановке.

  • кратковременная память обеспечивает запоминание одноразовой информации на короткий промежуток времени — от нескольких секунд до минуты;
  • долговременная память — сохранение информации в течение длительного времени;
  • оперативная (кратковременная, непосредственная, рабочая) память — проявляется во время выполнения определенной деятельности и необходима для ее выполнения в каждый заданный промежуток времени.
  • личностная память, оказывается в новом виде воспроизведения — воспоминаниях о событиях из жизни [например, ребенка, его успехи в деятельности, взаимоотношения со взрослыми и сверстниками].
  • эксплицитная память — на связь между объектами, событиями и т.

Производные виды памяти

  • Генетическая память — наследственная память в ходе которой зафиксирована программа эмбрионального и индивидуального развития индивида.
  • Биологическая память — присуща всем живым существам начиная с одноклитиних, отражает индивидуальное развитие после рождения, адаптация к внешней среде.

    (Черепаха — море, Человек-дыхания, глотания, зрения)

  • Психологическая память — обще психический процесс отражения опыта человека путем усвоения и последующего воспроизведения (забывание) любой информации.

Кратковременная память практически полностью автоматической и работает без всякой сознательной установки на запоминание.

Человек может охватить взглядом около семи предметов, запоминая в среднем от пяти до девяти единиц информации, которые она способна точно воспроизвести спустя несколько десятков секунд после их предъявления. Поэтому, обоснованно считают, что объем кратковременной памяти составляет (7 ± 2) элементы.

Долговременная память обеспечивает человеку длительное сохранение знаний, умений и навыков, которые нужны в жизни. Разновидностью долговременной памяти является автобиографическая память.

Установлено, что информация лучше запоминается, если к ней возвращаться через определенные промежутки времени. Первый составляет 15-20 мин, что связано с работой кратковременной памяти. Через 2:00 у человека включаются функции долговременной памяти.

Лучше вернуться к изученному через 8:00 и через сутки. Если же материал не повторять, он будет восприниматься как новый.

Оказывается, что память не локализована в какой-то конкретной части мозга она может зависеть от изменения путей, по которым проходят нервные импульсы при их распространении в мозге.

Память можно тренировать путем постоянного использования так, чтобы между нервными клетками (нейронами) мозга установились четкие связи.

События, запоминаются в кратковременной памяти, быстро забываются, в то время как события, оставшиеся в долговременной памяти, запоминаются надолго и могут быть восстановлены через много лет.

Физиология

Механизм памяти до сих пор неясен. Исследования только только начали прояснять биохимические и электрические основы ее функционирования.

Одним из критериев разделения памяти на виды есть время закрепления и сохранения материала. Согласно этому критерию память делят на кратковременную (КП) и долговременную (ДП) в зависимости от механизма фиксации следов памяти (энграммы). Следы памяти — это временные связи в коре головного мозга, служат физиологической основой запоминания и воспроизведения.

Возникновение этих связей объясняется реальным связью предметов и явлений, в частности их связями в пространстве и во времени, отношениями сходства и различия между ними и тому подобное.

Характеристики этих связей (прочность, лабильность и другие) определяются тем, какова степень участия соответствующего материала в деятельности субъекта, их значимость для достижения будущих целей.

Кратковременная память

КП является первым этапом формирования энграммы. Ее существование во времени ограничено, следует в КП лабильный, неустойчивый. Объем информации, который одновременно сохраняется в КП ограничен, поэтому более поздние следы вытесняют предыдущие. Основной функцией КП является первичное ориентирования в окружающей среде.

Функция первичного ориентирования предполагает отражение пространственно-временной структуры среды в конкретный момент времени и анализ степени разнообразия параметров внешнего мира. Эта ориентировка может служить материалом для долговременной памяти, с одной стороны, и активизировать старые мнемонические следы — с другой.

В качестве механизма КП большинство ученых рассматривают многократную циркуляцию импульсов (реверберацию) в замкнутом цепи нейронов. Вместе с тем многие физиологи и молекулярных биологов видят механизмы КП в некоторых изменениях клеточной мембраны.

Долговременная память

ГП — второй этап формирования следа памяти, который переводит его в устойчивое состояние. Энграмма в ГП в отличие от следа в КП стойка, время ее хранения не ограничен, так же как и объем информации, хранящейся в ГП.

Для ГП характерно долговременное хранение материала после многократного повторения и воспроизведения. В качестве механизма ДП рассматривают устойчивые изменения нейронов на клеточном, молекулярном и синаптического уровнях.

В отличие от КП основная функция ГП — предвидение, то есть направленность на будущие события с высокой вероятностью и перенос положительных реакций на один и тот же стимул из прошлого в будущее.

Это свойство позволяет организму осуществлять принцип экономии усилий на основе отбора и длительной фиксации существенных реакций и стимулов, которые вызывают.

В данном случае процесс отбора и фиксации предусматривает свойство ГП «сжимать масштаб времени», то есть воспроизводить последовательность событий, которые развиваются по макроинтервалы времени. Этот вид памяти связан с более или менее сложной и по-разному развернутой переработкой материала.

Для того, чтобы тот или иной материал закрепился в памяти, он должен быть соответствующим образом усвоен субъектом. Такое усвоение требует определенного времени, называется консолидацией памяти.

Согласно концепции временной организации памяти, следует памяти, который прошел консолидацию и попал на хранение в ГП, не поддается разрушительному воздействию амнестических агентов, которые обычно стирают КП. Концепция временной организации памяти, которая оперирует понятиями КП, ДП и консолидация в наше время подвергается серьезной критике.

Не существует единого мнения относительно времени содержания энграммы в КП и ДП. По мнению одних авторов, следует в КП сохраняется в течение нескольких секунд, а в ГП — от нескольких секунд до нескольких лет, по мнению других, следы в КП могут храниться до нескольких часов, а в ГП — от нескольких часов — до нескольких дней, после чего информация переходит на вечное хранение.

Противоречия, с которыми сталкиваются теории временной организации памяти, снимаются в теории активной памяти, которую развивает Т.М. Греченко, в которой подчеркивается роль функционального состояния в фиксации и воспроизведении энграммы.

Теория активной памяти

По теории активной памяти деление памяти на КП и ДП в общепринятом понимании неприемлем, так как вся память является постоянной и долговременной. Т. М. Греченко вводит понятие состояния энграммы, который определяет степень ее готовности к воспроизводству. Только след памяти, который находится в активном состоянии, доступен для реализации в поведении.

Энграммы, которые недоступны для использования, находятся в латентном, или неактивном, состоянии. Активность энграммы представлена ​​в электрической активности нейронов. Активная память — совокупность активированных «старых» и «новых» энграмм.

В данной теории формирования энграммы и возможность ее использования в поведении находятся в зависимости от состояния структур мозга, участвующих в фиксации и высвобождении информации.

Положения о решающей роли неспецифической системы мозга в процессах фиксации и воспроизведения следов памяти стало основой гипотезы «одного следа и двух процессов», которая была предложена MgGaugh JL, Gold PE Они обратили внимание на то, что при обучении развивается 2 процесса: формирование собственно энграммы («чистого следа») и ее неспецифическое обеспечения активирующей системой мозга. Следует памяти приобретает устойчивость только тогда, когда неспецифическая активация достигает оптимальных значений, и обеспечивает высокую эффективность обучения и сохранения следа. По гипотезе этих авторов следует в КП — это следует, не полностью обеспечен неспецифической модулирующей активацией, так как ее действие или ослаблена, или заблокирована.

Факт зависимости памяти от состояния мозга хорошо известен. Их взаимосвязь отраженный в законе Йеркса-Додсона о соотношении между эффективностью фиксации и изъятия следов памяти с одной стороны и функциональным состоянием мозга — с другой.

Куполообразная кривая, описывающая их соотношение, указывает на существование оптимального функционального состояния для фиксации и получения следа памяти. Сохранение следа памяти в нервной системе еще не гарантирует его воспроизводства и использования в поведении.

Для этого необходимо участие модулирующей системы мозга, реактивувала бы эти следы памяти. Это правило распространяется как на врожденные формы поведения, так и на приобретенные навыки, двигательные стереотипы, условные рефлексы и др.

Поэтому любое нарушение неспецифической системы сопровождается дезорганизацией поведения, или невозможностью его исполнения.

Переход от КП в ГП

Возникает вопрос, как проходит переход от кратковременного записи следов к долговременному, от кратковременной — к долговременной памяти. Некоторые ученые считают, что в основе этих видов памяти лежит единый механизм (А. Мелтон), другие считают, что существуют два механизма с различными характеристиками (Д. Бродбент, Д. Гебб и другие).

Монистический подход заключается в том, что следам единичных событий предоставляются такие же структурные свойства, такая же «необратимость» и чувствительность к интерференции, как и следам ДП. Самые принципиальные утверждение сторонников двух механизмов КП и ДП заключаются в следующем:

  1. КП включает «активные» следы, в то время как ГП — «структурные».
  2. КП базируется на автономном распаде следов, а ГП характеризует «необратимые» следы, которые не подлежат распада.
  3. КП теряет свои элементы из-за перегрузки, она не характеризуется «ассоциативностью» следов. Неполное восстановление следов в ГП объясняется неполнотой сигнала восстановление или интерференцией.

Еще один подход базируется на рассмотрении памяти, как резонансной ловушки для предполагаемого генотипом поглощения значимых сообщений об окружении выделенных способом стохастического резонанса, управляемого изменениями состояния внутренней среды тела. (Ф. А. Гой)

Улучшение

Самый эффективный метод улучшения памяти — обогащение мозга кислородом, чему способствуют физические упражнения и прогулки на свежем воздухе.

Моделирование памяти

Для изучения процессов, происходящих в мозге, широко используются различные модели, в том числе и компьютерное моделирование. Но в целом память человека не редуцируется к электронно-цифровых процессов (операций с сигналами «0» и «1»), а потому не воспроизводится имеющимися компьютерными моделями.

Система памяти мозга принципиально отличается от бинарной системы памяти компьютера: припоминание нами информации не происходит путем обращения к постоянного адреса сохранения. В компьютере каждая единица информации имеет свой адрес — код, необходимый для ее получения.

Биологическая память тоже использует адреса, но варьирует их в зависимости от ассоциаций и мнений.

Постоянно накапливается все больше доказательств того, что у человека и других высокоразвитых существ память возникает как свойство мозга в целом, а не как свойство отдельных компонентов.

Источник: https://info-farm.ru/alphabet_index/p/pamyat.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.