Этап начальной спортивной специализации

Многолетняя поэтапная подготовка легкоатлета (стр. 1 из 2)

Этап начальной спортивной специализации

Реферат

по дисциплине: Лёгкая атлетика с методикой преподавания

тема:

Многолетняя поэтапная подготовка легкоатлета

2009

План

1. Основы поэтапной подготовки

2. Этапы многолетней подготовки

2.1 Этап предварительной подготовки

2.2 Этап начальной спортивной специализации

2.3 Этап углубленной тренировки

2.4 Этап спортивного совершенствования

2.5 Этап спортивного долголетия

Список литературы

1. Основы поэтапной подготовки

Достижение высоких спортивных результатов возможно лишь при настойчивых и рационально организованных тренировках спортсмена в течение ряда лет. Структура многолетних тренировок обуславливается многими факторами.

В их числе: среднее количество лет регулярных тренировок, необходимое для достижения наивысших результатов; оптимальные возрастные границы, в которых обычно наиболее полно раскрываются способности спортсмена и достигаются наивысшие результаты; индивидуальные особенности спортсмена и темпы роста его спортивного мастерства; возраст начала спортивных занятий, а также возраст, когда он приступил к специальным тренировкам.

Для рационального планирования многолетней подготовки важным является точное установление оптимальных возрастных границ, в которых обычно демонстрируются наивысшие спортивные достижения.

Обычно выделяют три возрастные зоны спортивных успехов в процессе многолетней подготовки:

1) зона первых больших успехов;

2) зона оптимальных возможностей;

3) зона высоких результатов. В таблице 1 представлены возрастные границы зон спортивных достижений в различных видах легкой атлетики.

Оптимальные возрастные границы для наивысших достижений в большинстве видов легкой атлетики достаточно стабильны, на них не оказывает серьезного влияния ни система отбора и тренировок, ни время начала занятий, ни другие факторы.

Зная возраст ученика и пользуясь данными таблицы, можно определить то количество лет, которое он может затратить на пути к мастерству. Обычно путь от новичка до мастера спорта международного класса занимает 8-10 лет.

При этом надо учитывать, что в зависимости от индивидуальных особенностей спортсмена, условий его жизни и режима тренировок могут быть и некоторые отклонения от представленных в таблице возрастных зон. У женщин путь к достижению высокого спортивного мастерства обычно короче, чем у мужчин.

Спринтеры и прыгуны проходят более короткий путь подготовки к вершинам мастерства, чем стайеры и ходоки. Способные спортсмены достигают первых больших успехов в большинстве случаев через 4 – 6 лет после начала занятий.

Таблица 1.

2. Этапы многолетней подготовки

Многолетняя спортивная подготовка может быть подразделена на этапы:

предварительной подготовки;

начальной спортивной специализации;

углубленной тренировки в избранном виде спорта;

спортивного совершенствования;

спортивного долголетия.

Между этапами многолетней подготовки нет четких границ, их продолжительность может в определенной мере варьироваться, прежде всего, в силу индивидуальных особенностей спортсмена, а также структуры и содержания учебно-тренировочного процесса.

Не существует четких различий и в методике подготовки легкоатлетов на смежных этапах многолетней подготовки.

Например, методика тренировок во второй половине этапа углубленной тренировки имеет много общего как в постановке задач, так и в составе, объеме и соотношении средств, применяемых в первой половине этапа спортивного совершенствования и т.д.

Процесс многолетней подготовки спортсмена должен осуществляться на основных методических положениях:

Преемственность задач, средств и методов тренировки детей, подростков, юношей, девушек, юниоров, мужчин и женщин.

Постепенный рост объема средств общей и специальной физической подготовки, соотношения между которыми из года в год изменяются в пользу последних, доводя до минимума удельный вес объема ОФП.

Непрерывное совершенствование в спортивной технике. На первом этапе обучения главная задача – овладение основами рациональной спортивной техники. На других этапах – “шлифовка” отдельных деталей техники, достижение высокой степени координации движений.

Правильное планирование тренировочных и соревновательных нагрузок, предусматривающее поступательное и постепенное увеличение их объема и интенсивности, так, чтобы каждый период начинался и завершался на более высоком уровне, чем соответствующий период предыдущего года. Тем самым обеспечивать преемственность нагрузок из года в год и их повышение на протяжении ряда лет.

Строгое соблюдение принципа постепенного возрастания тренировочных и соревновательных нагрузок в процессе многолетней подготовки спортсменов.

Подготовленность спортсмена будет улучшаться лишь в том случае, если нагрузки на всех этапах многолетней подготовки будут полностью соответствовать возрастным и индивидуальным функциональным возможностям организма спортсмена и будут направлены на совершенствование адаптации (приспосабливаемости) организма спортсмена к выполнению физических упражнений различной продолжительности и интенсивности.

Педагогическое воздействие на развитие физических качеств должно способствовать полному проявлению тех из них, рост которых значительно выражен на той или иной ступени развития, в наиболее благоприятные возрастные периоды. Следует противодействовать узкой специализации в развитии физических качеств на различных этапах подготовки, устранять отклонения в нормальном физическом развитии и в становлении двигательных навыков.

На основе теоретических и экспериментальных исследований разработаны модели построения многолетней подготовки в различных видах легкой атлетики, которые включают в себя следующие компоненты:

этапы многолетней подготовки;

возраст спортсменов на этом этапе;

основные задачи подготовки;

основные средства и методы тренировки;

допустимые тренировочные и соревновательные нагрузки;

примерные контрольные нормативы.

2.1 Этап предварительной подготовки

Этап предварительной подготовки легкоатлета приходится на средний школьный возраст (10-13 лет). В процессе воспитания новых спортсменов решаются следующие основные задачи: укрепление здоровья, всестороннее физическое развитие, обучение различным физическим упражнениям, привитие интереса к занятиям физкультурой и спортом.

Большое внимание следует уделять воспитанию активной жизненной позиции детей, формированию у них должных норм общественного поведения, осознанного отношения к занятиям физическими упражнениями, способности соизмерять свои возможности с требованиями общества. К концу этого этапа дети обычно начинают проявлять устойчивый интерес к своей спортивной специализации. В это время осуществляется отбор детей в спортивные школы.

Подготовка юных спортсменов должна характеризоваться разнообразием средств и методов тренировки, широким использованием упражнений из различных видов спорта и подвижных игр, применением игрового метода и урочных форм занятий. На этом этапе не должны планироваться занятия со значительными физическими и психическими нагрузками.

В области технического совершенствования следует ориентироваться на необходимость освоения самых разнообразных технических элементов в различных видах спорта – плавании, гребле, ходьбе на лыжах, катании на коньках, спортивных играх, гимнастике и т.д., создавая своеобразную “школу движений”.

В это время у юного спортсмена закладывается разносторонняя техническая основа для дальнейшего совершенствования в своем виде специализации.

Это положение распространяется и на следующий этап многолетней подготовки, однако особенно строго оно должно учитываться на этапе предварительной спортивной подготовки.

Тренировочные занятия проводятся не чаще 2 – 3 раз в неделю по 30 – 60 мин. Они должны органично сочетаться с уроками физической культуры в школе и носить преимущественно игровой характер. Годовой объем нагрузок у юных спортсменов невелик – 100-150 ч, а с учетом уроков физкультуры в школе может достигать 200 – 250 ч в год.

2.2 Этап начальной спортивной специализации

Этап начальной спортивной специализации обычно охватывает первые годы пребывания занимающихся в спортивной школе (13 – 15 лет).

Основные задачи на этом этапе тренировки: разностороннее развитие физических возможностей организма; устранение недостатков физической подготовленности; освоение разнообразных двигательных навыков (в том числе соответствующих специфике будущей спортивной специализации); создание благоприятных условий для углубленной специальной спортивной подготовки. Особое внимание следует уделять формированию устойчивого интереса юного спортсмена к целенаправленной многолетней спортивной подготовке.

Многочисленными исследованиями доказано, что на начальном этапе занятий спортом наибольший эффект дают разносторонние тренировки. Поэтому на занятиях с подростками наряду с обучением спортивной технике необходимо развивать физические качества, применяя разнообразные средства и методы физического воспитания.

Физическая подготовка на этом этапе при небольшом объеме специальных упражнений более благоприятна для последующего спортивного совершенствования. Чрезмерное увлечение узкоспециализированными упражнениями приводит к преждевременной стабилизации спортивных результатов на других этапах тренировки.

Поэтому техническое совершенствование на этом этапе должно строиться на разнообразном материале для избранного вида специализации.

В результате спортсмен должен достаточно хорошо овладеть техникой многих специально-подготовительных упражнений с тем, чтобы сформировать у себя способности к быстрому освоению техники избранного вида легкой атлетики, соответствующей его морфологическим и функциональным возможностям.

Такой подход обеспечивает в дальнейшем умение варьировать основными параметрами технического мастерства в зависимости от условий конкретных соревнований и функционального состояния спортсмена. Тренировочные занятия в зависимости от вида легкой атлетики проводятся 3 – 5 раз в неделю по 60 – 90 мин.

Суммарный объем годовой нагрузки достигает 200 – 250 ч, а с учетом уроков физкультуры – 400 ч. При планировании отдельных занятий основное место, как и на первом этапе многолетнего совершенствования, занимают уроки комплексной направленности. Занятия же избирательной направленности должны составлять всего 20 – 25% от общего количества, а занятия с большими нагрузками должны проводиться не чаще одного раза в неделю.

Источник: https://mirznanii.com/a/223942/mnogoletnyaya-poetapnaya-podgotovka-legkoatleta

Спортивная тренировка как многолетний процесс

Этап начальной спортивной специализации

Спортивная тренировка все чаще строится как многолетний процесс, охватывающий ряд периодов возрастного развития спортсмена.

Ее содержание и структура, естественно, изменяются в соответствии с возрастными особенностями и логикой спортивяого совершенствования С хематически можно выделить четыре крупных этапа многолетних занятий спортом, на каждом из которых тренировка приобретает существенные особенности: этап предварительной спортивной подготовки, этап начальной специализации, или базовой спортивной подготовки, этап углубленного спортивного совершенствования и этап «спортивного долголетия». Возрастные границы этих этапов значительно колеблются (в зависимости от специфики видов спорта и индивидуальных особенностей спортсме нов).

В настоящее время наиболее полно изучен третий этап. На нем в первую очередь сосредоточилось внимание исследователей в связи с задачами подготовки национальных сборных команд к важнейшим международным соревнованиям.

В научных представлениях о других этапах пока еще немало пробелов. Это объясняется более всего трудностями получения исследовательских материалов о всем многолетнем пути к спортивным достижениям.

Излагаемые ниже сведения имеют поэтому в значительной части ориентировочный характер.

Этап предварительной спортивной подготовки

Этот этап начинается обычно в младшем школьном возрасте (в отдельных видах спорта и раньше) и переходит в следующий этап, когда выбирается предмет углубленных спортивных занятий. Сроки своевременного начала спортивной специализации зависят прежде всего от специфики видов спорта (см. часть II, гл. IV).

В одних видах (например, в фигурном катании на коньках, в отдельных видах плавания) специализация нередко начинается с младшего школьного возраста; в других (например, в тяжелой атлетике, гребле, беге на средние и длинные дистанции) —з начительно позже.

О спортивной тренировке в собственном смысле слова до начала специализации можно говорить лишь условно, поскольку специфические черты, отличающ ие ее о т других форм физического воспитания, на этом этапе только лишь намечаются.

Занятия строятся в основном по типу общей физической подготовки с возможно широким использованием доступных сре дств вс естороннего физического воспитания и образования.

Начинающий спортсмен пробует свои силы в различных спортивных упражнениях, выявляя под руководством педагога наиболее соответствующий его задаткам предмет будущей спортивной специализации.

Этап начальной специализации (специализированной базовой подготовки)

Основное место с началом спортивной специализации продолжает занимать широкая общая подготовка, особенно в тех случаях, когда специализация начинается в подростковом возрасте и ранее.

Главное на этом этапе — заложить полноценный фундамент будущих достижений: обеспечить всестороннее гармоническое развитие организма, повысить общий уровень его функциональных возможностей, обогатить спортсмена разнообразными двигательными навыками и умениями, сформировать основы спортивного мастерства.

Установка на возможно высокие спортивные показатели, если говорить о рациональном подходе, реализуется на этом этапе с ограничениями — как начало осуществления дальней перспективы.

Целесообразно, как показывает опыт, чтобы начальная специализация имела «многоборный » характер. Например, пловец совершенствуется вначале во всех либо в нескольких видах спортивного плавания в равной мере, легкоатлет —в троеборье, пятиборье и т. д.

Это соответствует главному направлению подготовки спортсмена и вместе с тем создает дополнительные гарантии от ошибок при окончательном определении предмета узкой специализации.

В определенных случаях юный спортсмен идет к предмету основной специализации через подводящую специализацию в более доступных упражнениях (например, будущий марафонец проходит начальную специализацию в беге на менее протяженные дистанции).

Такой путь позволяет накопить необходимый тренировочный стаж и соревновательный опыт еще до того, как созреют возрастные предпосылки основной специализации. Поэтому он используется тем шире, чем выше возрастной ценз, установленный для занятий избираемым видом спорта.

Своеобразно решается проблема начальной специализации, когда она связана. с опасностью преждевременного образования „так называемого «скоростного барьера» (стойкая стабилизация скоростных характеристик движений, например в спринте). В этих случаях особенно важно не допустить чрезмерно частого повторения упражнений, служащих предметом специализации.

Для воспитания же скоростных способностей могут быть использованы разнообразные формы упражнений, требующих нестандартных проявлений быстроты (например, игры с быстрыми перемещениями в постоянно меняющейся ситуации), а также упражнения, которые избирательно воздействуют на отдельные факторы, определяющие скорость движений (динамическую силу, координацию движений и т. д.).

За годы начальной специализации тренировочный процесс лишь постепенно приобретает все черты, характеризующие спортивную тренировку в ее развитом виде. Удельный вес специальной подготовки в первое время относительно невелик.

Объем интенсивных упражнений возрастает значительно меньшими темпами, чем в дальнейшем, хотя общий объем нагрузок может увеличиваться в широких пределах.

Особенно тщательно соблюдать меру напряженности нагрузок требуется в период интенсивного роста и созревания организма, когда резко повышен пластический обмен, что само по себе является значительной функциональной нагрузкой.

Своеобразна и периодизация тренировки. Первое время в тренировочных макроциклах почти вся тренировка строится по типу подготовительного периода. Соревновательный, а иногда и переходный периоды представлены как бы в свернутом виде.

Вместе с тем происходит широкое варьирование средств, методов и форм занятий, величины и ближайшей направленности нагрузок в микр о- и мезоциклах .

Макроциклы часто имеют укороченные сроки (полугодичные и меньше), что обусловлено, в частности, периодикой школьного года.

Ближе к окончанию рассматриваемого этапа тренировочный процесс все более полно перестраивается в соответствии с закономерностями достижения высоких спортивных показателей.

Этап начальной специализации охватывает ориентировочно три-четыре года, возможны значительные отклонения от этих сроков, зависящие более всего от индивидуальных особенностей спортсмена и специфики избранного для специализации вида спорта.

Источник: http://www.vospityvaem.ru/fizicheskoe/Sportivnaya_trenirovka_kak_mnogoletniy_protsess.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.