Философы и врачи

Великие врачеватели и философы Древней Эллады | Эхо истории

Философы и врачи

Т. С. СОРОКИНА, доктор медицинских наук

В Древней Греции врачевание долгое время развивалось в русле единого философского знания — натурфилософии. Поэтому все великие врачи были философами, и, наоборот, многие великие философы были весьма сведущи в медицине.

Так, выдающийся философ древнего мира Демокрит, которого К. Маркс и Ф. Энгельс называли «эмпирическим естествоиспытателем и первым энциклопедическим умом среди греков», в своих сочинениях уделял значительное внимание вопросам медицины.

В его трудах встречаются рассуждения о диете и применении различных лекарств, о лихорадке и бешенстве, об анатомии хамелеона и эмбриологии, об эпидемических болезнях и прогностике.

Материалистические позиции Демокрита в области медицины четко выражены в его известных словах: «Здоровья просят у богов в своих молитвах люди, а того не знают, что они сами имеют в своем распоряжении средства к этому. Невоздержностью своею противодействуя здоровью, они сами становятся предателями своего здоровья благодаря своим страстям».

Врачевание в Древней Элладе долгое время оставалось семейной профессией. В начале классического периода истории Древней Греции (VI—V века до н. э.) рамки семейных школ расширились: в них стали принимать одаренных учеников из других семей и даже из других городов-государств Древней Эллады.

Так сложились передовые врачебные школы Древней Греции. Среди них книдская (город Книд на западном побережье современной Турции) и кротонская (город Кротон на территории современной Италии), которые процветали уже в VI веке до н. э.

Во главе кротонской врачебной школы стоял Алкмеон (VI—V века до н. э.) — «муж, искусный в естествознании, первый (среди греков) дерзнувший приступить к разрезыванию тел (животных)»; он описал перекрест зрительных нервов и слуховой канал (названный впоследствии евстахиевой трубой), рассуждал о головном мозге как органе познания и причине некоторых болезней.

Позднее, в V веке до н. э., на острове Сицилия была создана знаменитая сицилийская врачебная школа, которая оставалась известной во времена Платона и Аристотеля. Ее основатель — Эмпедокл (около 495 — около 435 года до н э.) был философом, поэтом, оратором, врачевателем и жрецом: ему приписывают спасение города Селинунта от вспышки массового заразного заболевания.

Изображение больного на мраморной плите, найденной в Опоросе.

Афины. Национальный музей.

И все же самой известной в Древней Элладе была косская врачебная школа (остров Кос в восточной части Эгейского моря). Первые достоверные сведения о ней относятся к 584 году до н. э , когда жрецы Дельфийского храма попросили врачевателя Неброса с острова Кос и его сына Хрисоса остановить моровую язву, свирепствовавшую в войске, осаждавшем город Киррос.

Оба врачевателя без промедления откликнулись на эту просьбу и, как говорит предание Исполнили ее наилучшим образом: эпидемия была прекращена. Многие врачеватели прославили косскую школу, однако ее наивысший расцвет связан с именем Гиппократа Второго Великого (около 460 — около 377 года до н. э.), который вошел в историю как Гиппократ.

Титульный лист первого издания«Гиппократова сборника медицинского…»

на латинском языке. Рим, 1525.

ГИППОКРАТ И «ГИППОКРАТОВ СБОРНИК»

Самые первые биографии Гиппократа, или Иппократа (в переводе с древнегреческого — «укротитель коней») были написаны не ранее чем несколько столетий спустя после его смерти.

Их авторы (Соран, Свида, Цец и другие) не были современниками Гиппократа, и потому их повествования носят отпечаток той легендарности, которой было окружено имя этого великого врача.

Достоверные сведении о жизни Гиппократа весьма ограничены. Так, Свида, живший в X веке, представляет Гиппократа следующими словами. «Гиппократ — косский врач, сын Гераклида… стал звездой и светом полезнейшего для жизни врачебного искусства…

Он был учеником прежде всего отца, затем Геродика из Селимбрии и Горгия Леонтинского, ритора и философа, по утверждению некоторых — даже Демокрита Абдерского…

Имея двух сыновей, Фессала и Дракона, он скончался 104 лет от роду и похоронен в Лариссе Фессалийской».

По отцу Гиппократ принадлежал к знатному роду асклепиадов (потомков Асклепия). В роду Асклепия было по меньшей мере семь Гиппократов. Гиппократ Великий был вторым.

Он много путешествовал, и слава о нем распространилась во многих государствах.

«Книги, написанные Гиппократом, всем, соприкасающимся с врачебной наукой, известны и ценятся, как глас бога, а не исходящий из уст человеческих».

Последние годы жизни Гиппократ провел в Лариссе (Фессалия), где и умер в один год с Демокритом, по одним источникам, на 83-м, а по другим — на 104-м году жизни.

Местные жители долгое время чтили его могилу и еще во II веке н. э. показывали ее путешественникам.

Понять Гиппократа можно только через призму его эпохи. По определению К. Маркса, это был период «высочайшего внутреннего расцвета Греции», когда каждая отрасль человеческой деятельности имела своих выдающихся представителей.

В политике это был век Перикла, в истории — век Геродота и Фукидида, в философии — век Левкиппа, Демокрита Эмпедокла, Анаксагора, Горгия, Сократа и Платона, в поэзии— век Пиндара, Эсхила, Софокла, Еврипида и Аристофана, в области ваяния и зодчества — век Поликлета, Праксителя и Фидия, в области медицины — век Гиппократа, Эврифона, Праксагора.

В то время не было принято составлять биографии великих людей, и редкие достоверные сведения о них мы можем черпать только из дошедших до нас рукописей их великих современников и последователей. Так в диалогах Платона Гиппократ дважды упоминается с большим пиететом.

Ахилл перевязывает рану Патроклу.Рисунок на античной вазе. V век до н. э.

Берлин. Государственные музеи.

В труде Аристотеля «Политика» его имя — веский тезис аргументации «По численному количеству жителей считается (государство) великим, а следует обращать внимание не на количество, а на силу… подобно тому, как о Гиппократе скажут, что он не как человек, а как врач, более велик, чем тот, который превосходит его величиной тела».

Вопрос о том, какие труды оставил после себя Гиппократ до сих пор окончательно не решен. Согласно традициям того времени врачи не подписывали своих сочинений, и все они со временем оказались анонимными.

Первый сборник сочинений древнегреческих врачей был составлен много лет спустя после смерти Гиппократа — в III веке до н. э. — в знаменитой Александрийской библиотеке.

В то время в Александрии, столице эллинистического Египта, правили Птолемеи, преемники Александра Македонского, которые покровительствовали развитию различных областей знания.

По их повелению со всего света свозились в Александрию древние рукописи на различных языках из ближних и дальних заморских стран. Были среди них и медицинские тексты на древнегреческом языке.

Впоследствии все они (в количестве 72) были объединены в «Гиппократов сборник», названный в честь легендарного врача Древней Эллады.

Различный стиль текстов, полемика и даже явное противоречие между отдельными сочинениями не оставляли сомнения в том, что «Гиппократов сборник» составлен из произведений многих авторов, принадлежавших к различным врачебным школам Древней Эллады.

На протяжении нескольких веков ученые многих стран мира изучают этот вопрос.

Большинство из них считает, что наиболее выдающиеся произведения сборника: «Афоризмы», «Прогностика», «Эпидемии», «О воздухах, водах и местностях», «О ранах головы», «О переломах», «О диете», — а возможно, и некоторые другие принадлежат Гиппократу и отражают традиции косской врачебной школы, которая взрастила его и славу которой он умножил своим искусством.

«Гиппократов сборник» — энциклопедия древнегреческой медицины классического периода. Он отразил материалистические представления древнегреческих врачей о неразрывном единстве человека и окружающей природы, о причинной связи болезней с условиями жизни и целительных силах природы, вобрал в себя передовые взгляды и достижения в области терапии, травматологии, врачебной этики.

Хирургические инструменты классическогопериода истории Древней Греции.

Из коллекции Т. Мейера-Штейнега.

«КЛЯТВА» ДРЕВНЕГРЕЧЕСКИХ ВРАЧЕЙ

«Гиппократов сборник» содержит пять сочинений, посвященных врачебной этике и правилам врачебного быта в Древней Элладе. Это «Клятва», «Закон», «О враче», «О благоприличном поведении» и «Наставления».

Все вместе они дают цельное и четкое представление об обучении и моральном воспитании врача и тех требованиях которые предъявлялись к нему «по закону медицинскому»: почитать учителей наравне со своими родителями, сохранять врачебную тайну, бескорыстно и честно исполнять свой долг перед больным, воздерживаться от причинения всякого вреда и несправедливости, неукоснительно следовать высоким нормам морали.

Заканчивая обучение, будущий врачеватель давал «Клятву», которой нерушимо следовал в течение всей жизни, ибо «кто успевает в науках и отстает в нравственности, тот более вреден, нежели полезен».

Когда впервые была составлена «Клятва», неизвестно. В устной форме она переходила от одного поколения к другому и в основных своих чертах была создала до Гиппократа. В III веке до н. э. «Клятва» вошла в «Гиппократов сборник», после чего в широких кругах ее стали называть именем Гиппократа.

Сегодня в каждой стране существует своя «Клятва» (или «Присяга») врача. Сохраняя общий дух древнегреческой «Клятвы», каждая из них соответствует современному уровню развития медицинской науки и практики, отражает национальные особенности и общие тенденции мирового развития.

Ярким примером тому является последнее дополнение, которое было внесено в официальный текст «Клятвы врача Советского Союза» в ответ на призыв III конгресса движения «Врачи мира за предотвращение ядерной войны», состоявшегося в Амстердаме в 1983 году.

Вот эти строки: «Сознавая опасность, которую представляет собой ядерное оружие, неустанно бороться за мир, за предотвращение ядерной войны».

Этот призыв объединяет сегодня врачей всех континентов Земного шара и с новой силой напоминает нам о великой мудрости, заложенной в древности: высокий профессионализм имеет право на жизнь только при условии высокой нравственности.

Этому служила «Клятва» древнегреческих врачей, которая обеспечивала им доверие общества: «Мне, нерушимо выполняющему клятву, да будет дано счастье в жизни и в искусстве и слава у всех людей на вечные времена; преступающему же и дающему ложную клятву да будет обратное этому».

Законы врачебной этики в Древней Греции были неписаными законами общества, ибо, как говорится в «Наставлениях»: «Где любовь к людям, там и любовь к своему искусству».

По материалам журнала “Здоровье” 10.1989 г.

Эхо истории

Источник: http://zdorov.liferus.ru/89_10_ellada.aspx

Философия и медицина: взаимосвязь

Философы и врачи

Философия и медицина – науки, тесно связанные между собой предметом изучения, человеком. Цель философских исследований – духовное начало, мысли, предшествующие поступкам.

Медицина – более точная наука, которая призвана практически исцелить человеческие недуги. Тем не менее, практикующие врачи всегда интересуются мнением философов о влиянии духовного начала на здоровье.

Философы, в свою очередь, изучая душу, стремятся выявить первоистоки заболеваний.

Медицинская философия как наука

Тесная взаимосвязь философии и медицины нашла себя в отдельном разделе научных трудов медицинской философии.

Это отдельная наука, которая изучает законы онтологии, этики и эпистемологии в области медицины, познавательную сторону медицины, ее роль в развитии общества и социальной сферы.

Философия медицины обобщает в систему понятия о роли человеческой деятельности, о месте медицины в общественной жизни, как отдельной личности, так и целых народов.

Одним из основных вопросов изучения этой науки являются моральные и этические отношения врача и больного, целесообразность тех или иных действий в свете исторических и религиозных мировоззрений разных культур.

Философия и медицина – что общего

Методы воздействия на личность у этих двух наук предельно разные. Несравнимо мысленное течение философского разума и точные, быстрые решения врача. Яркий тому пример – практика хирурга.

На обдумывание своих действий ему приходится порой тратить секунды, промедление может стоить человеческой жизни – высшего мерила Вселенной. Точная, определенная и быстрая практика – это медицина.

Наука философия пользуется мыслительными методами, осознание некоторых вещей приходит к человеку годами. Объединяет эти гуманитарные науки не только направленность на человека, как объект изучения.

И философия, и медицина ставят сходные задачи, ориентируются на одинаковые цели, используют единые методологии.

В конечном итоге обе эти науки объединенными усилиями призваны решить одну и ту же задачу – обеспечить выживание на Земле человеческого рода и укрепить его приспособленность к внешним факторам.

Действия медиков и философов в этом отношении различные. Медицина призвана укрепить телесное здоровье, философия – лечит душу и укрепляет моральные позиции.

Теория или практика

Философия и медицина, что важнее для жизни? Какой из этих факторов первостепенный в решении вопроса укрепления человеческих позиций в мире, особенно в наш век стремительного развития прогресса и новейших технологий? Зачем философия роботам, которые уже сейчас могут заменить человека во многих сферах, а искусственные органы работают в человеческом теле, как родные?

И все-таки все чаще ученые-медики оборачиваются к древним истокам, когда мыслительное лечение было неразрывно связано с лечением практическим. Влияние изменения самосознания на физическое состояние, изменение течения заболевания под действием измененных взглядов и жизненных принципов становятся темами в исследовательских медицинских трудах.

Влияние на здоровье экологии, питания, физической активности занимает не большую составную, чем психологическое состояние человека. Иными словами: философия жизни отдельной личности находит отражение в ее медицинских показателях. Любой врач должен быть первоначально психологом. Нельзя полностью вылечить тело, не оказав положительное влияние на душу.

Философия народной медицины

Каждый человек приходит в этот мир, не имея никакого багажа, в прямом смысле голым и босым. Но, в то же время, каждый имеет свое особенное богатство, свой мир, свой талант, свои индивидуальные, не сходные ни с чем способности, которыми его наградил Космос.

Под влиянием внешних обстоятельств: устоев общества, религии, семейных традиций формируется индивидуальная философия человека. Медицина народная рассматривает каждую личность, как отдельный, неповторимый экземпляр, а не просто стандартный набор органов и частей скелета.

По этой причине лечение целителей (речь идет о настоящих целителях, а не шарлатанах) будет разным для одних и тех же симптомов. Часто народный лекарь старается изменить именно сознание больного.

Философия древней медицины, объединение духовного и плотского нашли свое отражение в изысканиях Гиппократа, Авиценны, Аристотеля, Бебеля.

Восточная медицина

Полным знанием о мире, человеке и его гармонии не владеет ни одна современная культура, но все-таки, восточная философия и медицина наиболее тесно связаны между собой.

В то время, тогда Европа пошла по пути чистой науки в медицинской сфере, восточные лекари объединили в своих лекарских и фармацевтических направлениях медицинское, мистическое и философское.

Результатом стало то, что врачи этого региона, кроме серьезных современных знаний, опираются на природную интуицию и древние традиции.

Привычные методы восточных врачевателей: иглоукалывания, направленные массажи, причудливые сочетания трав и минералов в настоях, основываются на том, что дух и тело являют одно единое. Болезнь отдельного органа не рассматривают без духовных причин, вызвавших недомогание.

Медицинская этика

Роль философии в медицине для европейских медиков определяется чаще всего на уровне теоретическом. Лекции по философии воспринимаются, как важное, но не первостепенное дополнение к основным знаниям.

Тем, не менее, один аспект врачебной практики связан с философией медицины наиболее тесно – это вопрос медицинской этики. Степень доверия к своему доктору определяет сроки выздоровления. С этим не спорят даже самые закоренелые скептики.

Право врача решать, когда прекращать лечение, этическая сторона эвтаназии, врачебная тайна – эти вопросы обсуждают и медики и философы. цель их работы сводится к одной древней заповеди: «Не навреди!»

Источник: https://FB.ru/article/272030/filosofiya-i-meditsina-vzaimosvyaz

Врачи философы ➠ Чикин С. | Буквоед ISBN 978-00-1285074-0

Философы и врачи

Отзыв длиной более 500 букв, который будет принят модератором, принесет вам 15 баллов для участия в нашей бонусной программе!

Отзыв должен быть уникальным и содержательным: нельзя копировать отзывы, мнения и информацию с других сайтов.

Не содержать нецензурную брань.

Отзыв должен относиться к товару, на который он написан.

Без спойлеров.

Мы не рекомендуем пересказ аннотации или содержания.

Нельзя указывать ссылки на сторонние ресурсы и email адреса

Назад к написанию отзываКлубная карта является накопительной, имеет неограниченный срок действия и принимается в любом магазине, работающем под торговой маркой «Буквоед» (далее – магазины «Буквоед»), дает право держателю карты на участие в Программе лояльности, включающей: · специальные товарные предложения; · специальные предложения на услуги магазина; · предоставление скидки при оплате товаров в соответствии с условиями Программы лояльности; · информирование о новостях, акциях, специальных предложениях в магазинах «Буквоед»; · доступ к участию в специальных акциях и мероприятиях, проводимых в рамках Программы лояльности.

Клубная карта не является кредитной, платёжной или банковской. 

Получение и активация клубной карты 

Клубная карта приобретается в любом магазине «Буквоед». Стоимость карты – 150 рублей. Также, покупателю предлагается получить клубную карту бесплатно при единовременной покупке в магазине товара стоимостью от 3000 рублей (стоимость карты при этом считается включенной в стоимость покупки).

Участие в Программе лояльности возможно для физических лиц, достигших 14 лет. Покупатель становится Участником программы лояльности с момента получения клубной карты.

Карта начинает действовать после активации.

Для участия в Программе лояльности и активации клубной карты покупатель обязан заполнить анкету на терминале в магазине (при наличии) или самостоятельно в Личном кабинете на сайте www.bookvoed.ru.

При регистрации на терминале нужно ввести подтверждающий код из СМС, что является согласием покупателя на участие в Программе лояльности и на обработку его персональных данных. Карта становится активированной на следующие сутки после заполнения анкеты.

В случае если анкета лояльного покупателя заполнена не полностью или частично и не введен подтверждающий код, карта считается не активированной, и скидка по ней не предоставляется..

В Программе действует ограничение на размер предоставляемой скидки в зависимости от полноты данных, предоставленных покупателем. Так покупатель, заполнивший только базовую анкету, может накопить не более 5% скидки по «Классической» клубной карте.

Для того, чтобы получить возможность накопить до 10% скидки по карте, покупателю необходимо заполнить расширенную анкету. Расширенная анкета доступна на сайте bookvoed.ru в личном кабинете пользователя, в разделе «Клубная карта».

В случае утери клубной карты, она должна быть заблокирована ее держателем путем обращения к сотруднику кассы в любом магазине «Буквоед» (по предъявлении документа, удостоверяющего личность). Заблокированная клубная карта не дает право предъявившему ее лицу участвовать в Программе лояльности.

Клубная карта восстанавливается на основании обращения держателя карты к сотруднику магазина «Буквоед» при предъявлении удостоверения личности и при условии наличия анкетной информации о держателе карты в информационной системе магазинов «Буквоед».

В случае отсутствия анкетной информации Держателя карты, позволяющей однозначно идентифицировать его и принадлежащую ему утерянную карту, компания имеет право отказать в замене карты.

Размер скидки по новой карте будет соответствовать скидке по утерянной/поврежденной карте Об изменении своих анкетных данных (ФИО, адреса, телефона) держатель клубной карты обязан сообщить путем заполнения анкеты и передачи ее сотруднику кассы в любом магазине «Буквоед». Компания оставляет за собой право изменить дизайн, срок действия клубной карты и правила ее использования в любой момент без согласования с держателями карт.

Использование клубной карты, иные условия

· Для получения скидки, преимущества или привилегии в рамках Программы лояльности, держатель карты предъявляет ее на кассе при оплате покупки. · При совершении покупки допускается использование покупателем только одной клубной карты. · Сумма накоплений начисляется на клубную карту автоматически при оплате покупки или услуг в любом магазине «Буквоед» через сутки после совершения покупки. В некоторых случаях зачисление суммы покупки может занять более длительный срок. Процент скидки, представляемой по карте, пересчитывается один раз в день автоматически. · Скидка по карте не предоставляется на товары со специальными ценами (на товары с ценниками «Супер цена», «Специальная цена», «Скидка» и пр.), а также на уцененные или распродаваемые товары. В случае возврата товара накопленная сумма покупок уменьшается на сумму возвращенного товара. Если накопленная сумма покупок становится меньше минимальной суммы, соответствующей текущему уровню скидки, то скидка по карте уменьшается в соответствии с условиями предоставления скидки. · Условия предоставления преимуществ и привилегий по клубным картам, введение новых преимуществ и привилегий или их исключение, а также условия предоставления скидок, иные условия Программы лояльности могут быть изменены магазинами «Буквоед» в одностороннем порядке. Актуальная информация о Программе лояльности или о ее изменениях размещается на сайте www.bookvoed.ru и доступна в магазинах «Буквоед». Применяются условия Программы (величина скидки, условия ее предоставления), действующие в момент покупки.

· Магазины «Буквоед» вправе аннулировать клубную карту, если ее держатель нарушает настоящие правила или в связи с форс-мажорными обстоятельствами. Магазины «Буквоед» не несут ответственности за прямые или косвенные убытки, связанные с использованием клубных карт. 

Обращаем Ваше внимание на то, что скидка по клубной карте на заказы, оформленные в интернет магазине, не распространяется. При этом стоимость заказа идёт в накопления для увеличения скидки по карте, если вы забираете и оплачиваете заказ в одном из розничных магазинов «Буквоед». Чтобы увеличить накопления, предъявите вашу клубную карту при оплате интернет-заказа.

Магазины «Буквоед» гарантирует соблюдение законодательства о персональных данных, в том числе неразглашение информации о персональных данных держателей клубных карт. Магазины «Буквоед» обрабатывает персональные данные покупателей – держателей клубной карты, указанные в анкете в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.

Покупатель дает свое согласие на обработку персональных данных путем подписания анкеты. Магазины «Буквоед» вправе поручить обработку персональных данных держателей клубных карт в целях, указанных в настоящем Положении третьим лицам на основе договора с ними. При этом такие третьи лица обязаны соблюдать конфиденциальность персональных данных держателей клубных карт и обеспечивать их безопасность.

Путем активации клубной карты, заполнения анкеты и ввода подтверждающего кода при регистрации, покупатель дает свое согласие на использование его персональных данных для продвижения магазинами «Буквоед» товаров, работ и услуг напрямую с помощью телекоммуникационных средств (электронная почта, телефон, в том числе путем SMS-рассылки).

Для отзыва согласия на обработку персональных данных, покупателю необходимо передать письменное заявление на кассу в любом магазине «Буквоед».

Подробнее о программе лояльности сети Буквоед http://www.bookvoed.ru/loyalty

Page 3

Организациям, ведущим закупочную деятельность на основании ФЗ-44, мы предлагаем:

• широчайший ассортимент книг для комплектования библиотек;

• цены со скидкой за объем заказа;

• всегда в наличии книжные «новинки»;

• возможность видеть и выбирать издания в магазинах нашей сети.

Коммерческим организациям мы предлагаем:

1. Иметь  актуальную внутрикорпоративную библиотеку, чтобы решить задачи:

• формирования корпоративной культуры,

• повышения нематериальной мотивации,

• развития профессиональных умений в каждом подразделении вашей компании (ассортимент профессиональной литературы более 50 тыс. наименований);

2. Книги в подарок бизнес-партнерам и лучшим сотрудникам;

3. Обеспечение расходными товарами для комфортной работы сотрудников: 

• канцелярские  принадлежности, 

• хозяйственные товары, 

• бумага для оргтехники,

• штемпельная продукция,

• одноразовая посуда, расходные материалы для оргтехники и пр.

Наши преимущества:

  1. Ценовая политика: размер скидки от базовой цены зависит от объема заказа (руб.), условий оплаты (предоплата / постоплата по Договору).
  2. Ассортимент:
    • книжное направление:  вся матрица ПКС «Буквоед»;
    • некнижное направление: более 4 000 наименований товаров офисной направленности (канцелярские, хозяйственные товары, форматная бумага, картриджи и пр.).
  3. Вариативность форм доставки: самовывоз / на адрес Заказчика / транспортной компанией.
  4. Закрепление условий товарного кредита в Договоре сторон.
  5. Операционная и партнерская поддержка: консультации и помощь высококвалифицированных менеджеров на всех этапах сотрудничества.
Подразделение Прямой телефон E-mail
 Отдел корпоративных продаж (812) 346-53-27,доб.: 3268, 3269, 3270, 3272 sales@bookvoed.ru
Руководитель отдела продажМалахова Мария Николаевна(812) 346-53-27, доб. 3267;моб. тел.: 8-921-375-20-12

Источник: https://www.bookvoed.ru/book?id=6832534

Философия в медицине: её роль, связь и основные проблемы

Философы и врачи

Медицина и философия, как отдельные науки, нуждались во взаимосвязи, сформулированной еще Гиппократом: «Врач-философ подобен Богу» и его коллегой мудрецом Демокритом, писавшим: «…врачебное искусство исцеляет болезни тела, а философия освобождает душу от страстей». Французский мыслитель эпохи возрождения Мишель де Монтень писал: «Душа, которая вместила в себя философию, не способна не заразить своим здоровьем и тело».

В далеком прошлом медицина выделялась как высокопрофессиональный обособленный труд. Не являясь пока теорией в науке, была философской в миропонимании врачей, где выбор полагался на этику.

В силу этого идеологическое воззрение неделимо взаимодействует с этическим и ценностным смыслами врачебной науки, врач и философ совмещались в едином лице. Так считал Цельс – врач Древнего Рима: «Сначала медицинская наука считалась частью философии».

Исламские университеты Андалузии в средние века имели объединенные курсы мудрости (химка), сочетающие в себе философию и врачевание.

Единство философии и медицины на этом этапе находилось в теоретическом отношении.

Эпикур представлял счастье, стоики – достоинство, киники – свободу, не потеряв собственного значения, как и этических принципов врачебной деятельности, сформулированных в Клятве Гиппократа.

Естественнонаучные воззрения античности в наше время обусловлены историческим интересом, но этические соображения все еще актуальны.

Связь науки о разуме с лекарской практикой обнаруживается в положениях о том, что:

  1. Человек обозначается в роли объекта философского и медицинского познаний. Философские учения поясняют, что объект познается с помощью теории и с медицинской точки зрения, он наделяется практическим и экспериментальным характером. Лечебная практика и философия выражают всеобщее понятие человеческой жизни, дополняя друг друга;
  2. Философия в отношении медицины, базируется на мировоззрении и методологии. Идеологический главенствующий порядок на каждом историческом этапе предопределяет направление и характер врачевания, и других наук. Медицина, отслеживая определенные действия, связанные с нормой и патологией организма индивида, пользуется всеобщими философскими правилами и нормами. Наука о здоровье и лечении помогает сформировать мировую картину и обосновывая природу индивида с точки зрения науки. «Философия не смогла бы объяснить сущность сознания, если бы не использовала достижения физиологии», – учения Сеченова и Павлова;
  3. Философия, становясь отражением медицины, проявляет очевидные взаимодействия с ней. Врачи-философы – люди, оставившие важный отпечаток в эпопее врачевания и науки о мышлении и мире, существовавшие в эпохах истории. Профессионалы собственного дела, они пытались объяснить проблемы человечества: закономерности в развитии организма, соединение организма с окружающей средой, проблемы причинности, взаимоотношений между врачом и пациентом, и другие.

Античные писания Ассирии и Вавилонии внесли в наш мир соображения о происхождении болезней, соответствовавшие существующему мировоззрению, в основу которых вошли 3 мотива для возникновения болезней:

  1. Вторжения нечистой силы в телесную оболочку;
  2. Воздействие всевышних светил;
  3. Структура крови индивида.

Согласно чему, врачевание состояло из:

  1. Изгнания злых духов;
  2. Моления богам;
  3. Различных церемоний (массажах, окуриваниях и омовениях травами, хирургических операциях).

Мнения о болезнях в целом, базировались на существующем общем мировоззрении, под влиянием которого, формировался образец возникновения болезней. Магико-анимистическая модель возникла наряду с мировоззрением о мифологии, зафиксированная в первых письменных источниках, дошедших до нас.

Именно в этот момент времени появляется отображение и символ врачевания – Нингишзида – Бог медицины в облике змеи, опутывающей жезл и внимательно следящей за действиями врача.

Данный жезл являлся подобием удостоверения, подтверждающим мастерство лечащего врача, носившего жезл с собой, при посещении больных.

Узкопрактический базис медицины создавался с древних времен, но освобождение от умозрительных концепций в теории появилось позднее, чем в естествознании.

Появление было медленнее и в мягких конфигурациях, что было вызвано близостью врачевания и философии, родством их объекта и своего рода взаимодополняемостью.

Данный процесс не завершен, так как теория продолжает формироваться. Медицина, аналогично науке, имеет три аспекта:

  • профессиональная медицинская деятельность;
  • социальная организация;
  • система знаний.

Взаимосвязь с народной медициной

Индивид прибывает в этот мир, без какого-либо багажа – босым и голым, но с особенным богатством в виде собственного мира, талантов и индивидуальным даром, наградившим его Космосом. Но под влиянием внешних условий, норм общества, верования и семейных традиций начинает формироваться персональная философия индивида.

Народная медицина анализирует каждую личность не как шаблонную комбинацию набора органов и скелета, а в качестве индивидуального и единичного экземпляра. Благодаря чему, целительское лечение имеет разный подход для похожих симптомов. Народная медицина изменяет сознание больного пациента.

Потому, философия античного врачевания, объединения духовности с плотью, нашла отражение в изысканиях Гиппократа, Авиценны, Аристотеля и Бебеля.

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.