Исследование двигательных функций

Карта изучения неврологического статуса Исследование функции черепно-мозговых нервов

Исследование двигательных функций

1пара – исследуютсяс помощью пробирок с запахом известныхвеществ.

2пара – определяютостроту зрения, поля зрения, цветоощущенияи глазное дно.

3,4 и 6 пара– выясняют, есть ли двоение в глазах;обращают внимание на ширину глазныхщелей, определяют наличие птоза икосоглазия; проверяют объем движенияглазных яблок и конвергенцию

5пара– определяют болезненность в точкахвыхода его ветвей; чувствительность насимметричных участков лица; проверяютналичие надбровного, конъюнктивального,роговичного и нижнечелюстного рефлексов;признаки атрофии жевательной мускулатуры.

7пара– осматривают лицо в состоянии покояи выявляют асимметрию (опущение угларта, перекошенность, сглаженность кладоккожи, расширение глазной щели). Дляуточнения функциональных возможностеймимической мускулатуры пациентупредлагают нахмурить брови, закрытьглаза, оскалить зубы и надуть щеки. Спомощью известных веществ проверяютвкус на передней части языка.

8пара– определяют слух и равновесие. Слухисследуют с помощью камертонов и шепотнойречи с расстояния 6 метров. Вестибулярныефункции исследуют при вращении наспециальном кресле (Барани), центрифугахи с помощью калорической пробы.

9и 10 пара – определяют подвижностьмягкого неба, положении е язычка,звучность голоса; считают пульс и ЧДДв минуту.

11пара– определяют возможность поворачиватьголову, поднимать и отводить плечи иприводить лопатки к позвоночнику.

12пара– пациенту предлагают высунуть языкизо рта и смотрят не отклонился ли он всторону (девиация) и нет ли атрофии егомышц.

I. Выявление расстройств произвольных движений

Длявыявления и оценки расстройствпроизвольных движений исследуют ихобъем, силу и тонус мышц, и их рефлексы.

1.Чтобы определить объемдвиженийпациенту предлагают поочередно выполнитьдвижения в различных суставах рук и ноги наблюдают за выполнением задания.

2.Силумышцоценивают динамометром или по степенисопротивления, которое оказывает пациентисследователю. В медицинской практикесилу мышц оценивают в 5 бальной системе.

Иногда, для выявления скрытого параличаприменяют пробу Барре При верхней пробепациенту предлагают вытянуть руки передсобой и пораженная конечность опуститсябыстрее, при нижней пробе – лежащему наживоте пациент у предлагаю согнуть ногив коленных суставах.

3.Для определения мышечноготонусасовершают пассивные движения в суставах.В норме отмечается незначительноесопротивление. При центральном параличеотмечается спастическое напряжение,при периферическом параличе – гипотониямышц.

4.Трофика мышцисследуется визуально. Обращают вниманиена симметричность мышц и наличие атрофии.

5. Рефлексы:

А.Глубокие:

  • запястно-лучевой – легкое сгибание руки в локтевом суставе при ударе молоточком по шиловидному отростку лучевой кисти;
  • бицепитальный – сгибание предплечья при ударе молоточком по сухожилиям двуглавой мышцы;
  • трицепитальный – разгибание полусогнутого в локтевом суставе предплечья при ударе молоточком по сухожилию трехглавой мышцы;
  • коленный – разгибание голени при ударе молоточком по сухожилию надколенника;
  • ахиллов – сгибание стопы при ударе молоточком по ахиллову сухожилию:

Прицентральных параличах происходитповышение рефлексов, при периферическихпараличах происходит угасание.

Б.Поверхностные:

  • роговичный – смыкание век при прикосновении к роговице;
  • глоточный – рвотные, кашлевые движения при раздражении глотки;
  • брюшные (верхний, средний, нижний) – сокращение мышц при штриховом раздражении;
  • подошвенный – сгибание пальцев стопы при штриховом раздражении наружного края подошвы:

В.Патологические рефлексы, которыенаблюдаются при поражении коры большихполушарий:

  • хоботковый – сокращение круговых мышц рта, выпячивание губ вперед при постукивании молоточком по губам;
  • ладонно–подбородочный (Маринеско-Радовичи) – сокращение мышц подбородка при штриховом раздражении лодони;
  • хватательный (Янишевского) – при штриховом раздражении ладони у проксимальных фалангов происходит захват предмета в кулак:

Г.Патологические рефлексы, которыенаблюдаются при поражении пирамидногопути:

  • Бабинского – проявляется медленным тоническим разгибанием большого пальца топы при штриховом раздражении наружного края подошвы;
  • Россолимо верхний – сгибание всех пальцев кисти при коротком ударе по концевым фалангам 2-5 пальца;
  • Россолимо нижний – быстрое подошвенное сгибание пальцев стопы при ударе по концевым фалангам 2-5 пальцев;
  • Оппенгейма – разгибание большого пальца стопы в ответ на штриховое раздражение кожи, проведенное от коленного до голеностопного сустава:

Источник: https://StudFiles.net/preview/5778884/page:8/

Глава 2. Методы и организация исследования

Исследование двигательных функций

Выбор методов исследования определялся характером задач и общими требованиями к психофизиологическим исследованиям в области физической реабилитации и физиологии.

Учитывалась необходимость применять наиболее доступные для изучаемого контингента методики, позволяющие проводить наблюдения на различных стадиях течения болезни. В процессе исследования применялись известные и апробированные методы и современные измерительные приборы.

Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования:

  • оценка функциональных возможностей участников исследования по показателям состояния двигательной и сердечно-сосудистой систем;
  • психологическое тестирование, оценивающее состояние мотивации достижения и других параметров;
  • метод БОС по различным объективным показателям состояния пациентов, обеспечивающий в конечном итоге возможности биоуправления;
  • методы математической статистики.

2.1.1. Миотонометрия в оценке функциональных возможностей мышц

Исследование функционального состояния паретичных мышц осуществлялось с помощью миотонометрии. Измерения проводились на четырехглавой мышце бедра миотонометром фирмы “Сирмаи”. Тарировка прибора осуществлялась путем его приложения к стандартной твердой поверхности. При этом стрелка миотонометра должна показывать максимальное значение по исследуемой шкале. Определялись показатели:

а) непроизвольного тонуса мышц или тонус покоя (Тп);

б) твердость мышцы, измеряемая в условиях предельного ее напряжения или тонус напряжения (Тн);

в) способность к произвольному расслаблению мышцы или тонус эластичности – Тэ (показатель тонуса после расслабления от Тн);

г) амплитуда мышечного тонуса (Ат) – разность тонуса напряжения и покоя;

д) разность тонуса эластичности и покоя (Тэ – Тп) – остаточный тонус (То).

Показатель тонуса покоя у обследуемого измерялся в исходном положении лежа на спине. Пружинный миотонометр устанавливали на четырехглавой мышце бедра и регистрировали изучаемые показатели.

Далее пациенту предлагалось максимально напрячь исследуемую группу мышц для определения тонуса напряжения.

Тонус эластичности измерялся во время произвольного расслабления мышцы с установкой пациенту акцентировать внимание на процессе максимального расслабления.

2.1.2. Термометрия функционально активных и паретичных конечностей

При исследовании температуры в здоровых и парализованных конечностях пользовались цифровым медицинским электротермометром (тип МТ 3001, Microlife (Швейцария)) с акустическим сигналом.

В течение 60 секунд на жидкокристалическом дисплее (LCD) с тремя цифровыми позициями отображались показатели температуры. Точность измерения соответствовала  ± 0,1°С в диапазоне от 32°С до 42°С при температуре окружающей среды +20°С – +28°С.

Температура измерялась в подмышечной впадине и над мышцами передней поверхности   бедра. Перед проведением исследования исключалось потоотделение.

2.1.3.  Исследование кожно-гальванических реакций (КГР)

Исследование кожно-гальванических реакций (КГР) осуществлялось прибором «Релаксометр», который позволяет выявить динамику электрокожного сопротивления. Он представляет собой дисплей со шкалой (мкА и указатель в виде стрелки), а также отходящие от него электроды.

Пациент в исходном положении лежа удерживает электроды пальцами правой руки и, руководствуясь словесной инструкцией врача, выполняет те или иные действия с напряжением различных мышечных групп. При максимальном мышечном напряжении стрелка прибора отклоняется вправо.

Пациент должен осознать и запомнить состояние мышечного напряжения, чтобы затем воспроизвести его произвольно (зрительная и тактильная ОС).

2.1.4.  Артериальная тонометрия и пульсометрия

Исследование артериального давления (АД) и ЧСС осуществлялось с помощью компактного полуавтоматического электронного прибора – UA-702 (производство Японии) с диапазоном измерений от 20 до 300 мм рт. ст.

Измерения проводились в исходном положении пациента лежа на спине. Манжета накладывалась на обнаженное плечо на расстоянии 2-3 см выше локтевого сустава. Электронные измерения артериального давления контролировались измерением аускуль-тативным методом.

Исследования проводились традиционно в исходном положении пациента лежа на спине.

2.1.5. Оценка мышечной силы в исследовании двигательных функций

Состояние двигательной функции оценивалось тестированием силы 10 контрольных групп мышц, соотнесенных с сегментами спинного мозга.

У больных с повреждением спинного мозга в шейном отделе позвоночника исследовалось 5 сегментов для верхних и 5 сегментов для нижних конечностей: сгибатели локтя, разгибатели запястья, разгибатели локтя, сгибатели пальцев, абдукторы 5-го пальца, сгибатели бедра, разгибатели колена, тыльные сгибатели стопы, разгибатели большого пальца, подошвенные сгибатели стопы. При повреждении спинного мозга в грудном отделе позвоночника тестировались 8 мышечных групп, соотнесенных с сегментами спинного мозга: сгибатели  бедра,  разгибатели  колена,  тыльные  сгибатели  стопы,  разгибатели большого пальца, подошвенные сгибатели стопы, сгибатели голени, разгибатели бедра, приводящие мышцы бедра.

Мышечная сила оценивалась по пятибалльной системе следующим образом: О – полный паралич, 1 – пальпируемые или видимые мышечные сокращения, 2 -активные движения в облегченном положении, 3 – активные движения в обычном положении, 4 – активные движения с преодолениемумеренного сопротивления, 5 – активные движения против полного сопротивления (Д.Е. Яриков, И.Н. Шевелев, А.В. Басков, 1999).

Сила мышц оценивалась с двух сторон и баллы, набранные в каждом сегменте, суммировались. Результаты осмотра вносились в карту осмотра. Максимальная сумма баллов для 10 сегментов каждой стороны равнялась 50 и для 8 сегментов, соответственно, 40.

Пациенты обследовались в исходном положении лежа на спине до проведения лечебных мероприятий, в конце первого периода и по завершении второго периода реабилитации.

2.1.6. Психологическое тестирование

Уровень мотивации достижения определялся с помощью шкалы теста-опросника (А.А. Карелин, 2001). Шкала состоит из 22 суждений, по поводу которых возможны два варианта ответов – «да» или «нет». Ответы, совпадающие с ключевыми (по коду), суммируются (по +1 баллу за каждый ответ). Результат потребности в достижениях оценивался с помощью таблицы 1.

Таблица 1. Оценка уровня мотивации достижений

Сумма балловУровень мотивации достижения
низкийсреднийвысокий
12345678910
2-9101112131415161718-19

Тест для дифференциальной диагностики депрессивных состояний и состояний, близких к депрессии

Тест разработан для дифференциальной диагностики депрессивных состояний и состояний, близких к депрессии, и адаптирован Т.И. Балашовой (А.А. Карелин, 2001). При тестировании пациент должен ответить на 20 вопросов.

Уровень депрессии (УД) рассчитывался по формуле:

УД = S пр. + S обр.

S пр. – сумма зачеркнутых цифр к “прямым” высказываниям (номер 1, 3, 4, 7, 8, 9, 10, 13, 15, 19; Приложение 3)

S обр. – сумма цифр, “обратных” зачеркнутым (к высказываниям номер 2, 5, 6, 11, 12, 14, 16, 17, 18, 20). В результате получаем УД, который колеблется от 20 до 80 баллов.

Методика «Тревожность и депрессия»

Данный тест (А.А. Карелин, 2001) был использован для выявления состояний тревожности и депрессии, обусловленных неуравновешенностью нервных процессов.

Пациентам предлагалось ответить на 20 вопросов анкеты относительно своего функционального состояния, каждое из которых он должен был оценить по 5-бальной шкале в зависимости от того, как он себя чувствует в данный момент.

Полученный балл самочувствия заменялся соответствующим табличному значению диагностическим коэффициентом (Приложение 4). Вслед за перекодировкой подсчитывалась алгебраическая сумма (с учетом положительного или отрицательного знака) диагностических коэффициентов для каждой шкалы отдельно.

2.1.7. Метод биологической обратной связи

Контроль за состоянием сердечно-сосудистой системы при занятиях ЛФК, МФР, а также при ортостатических возмущениях и оценке общего состояния пациента осуществлялся следующим образом:

1. Визуальным мониторингом ЧСС по дисплею портативного аппарата для регистрации ЧСС (визуальная БОС по ЧСС).

Мониторинг осуществлялся до и после процедуры ЛФК и МФР с целью контроля за реакцией на них пациентов и установления оптимального времени и объема процедур.

Эта информация использовалась для БОС-обучения по ЧСС и установления границ сдвигов ЧСС, достаточных и необходимых при самостоятельных занятиях. Данные измерений приводятся в главе 3.

2. Путем дискретной коротко отставленной визуальной и вербальной БОС по АД и ЧСС с периодичностью, необходимой для исследования, с помо-щью устройства для их автоматической регистрации (полуавтоматический электронный прибор UA-702).

БОС по АД и ЧСС осуществлялась для оценки реакции сердечно-сосудистой системы на процедуры, а также для определения реакции на ортостатические возмущения (переход из горизонтального положения на специальном поворотном столе под различными углами вплоть до вертикального).

Испытуемые обучались сопоставлять свои ощущения от перемены положения тела, объективизируя их по показателям ЧСС и АД. БОС-обучение производилось для того, чтобы пациенты научались оценивать свои ощущения сначала в двоичном коде: «нормально», «плохо», а затем более градуально.

Это позволило в последующей серии исследования воспользоваться данной информацией для управления ортостатическими реакциями.

3. Управлением ортостатическими реакциями у пациентов путем использования дозированных по времени и степени возмущения нагрузок с помощью визуального мониторинга и дискретной визуальной коротко отставленной БОС по АД и ЧСС.

Решение задачи восстановления двигательных функций спинальных пациентов проводилось по следующим параметрам, которые являлись каналами обратных связей:

1. По оценке состояния мышечного тонуса после курсов ЛФК и МФР с помощью миотонометрии, измерения силы мышц и повышения точности их самооценки (визуальная и вербальная БОС), а также осуществлялось БОС-обучение дозированным изменениям мышечного тонуса и показателям мышечного напряжения (визуальная и вербальная БОС).

2.  КГР-обучение для оценки эффективности двигательных реакций (визуальная БОС).

3. БОС-обучение максимальному мышечному напряжению по показателям тестового измерения мышечной силы (вербальная БОС).

4. Показатели термометрии оценивались с помощью термометра “Mikrolife” с помощью акустического сигнала (звуковая ОС) и указаний исследователя (вербальная ОС).

Рис. 1. Примерная схема использования БОС при реабилитации спинальных больных

2.1.8. Методы математической статистики

Статистическая обработка данных проводилась с помощью пакета программ Microsoft Excel-97. Рассчитывались следующие показатели: среднее (х), стандартная ошибка (m), стандартное отклонение (s).

Для определения достоверности положительного эффекта воздействия применяемых методик при исследовании каждого пациента в динамике использовались значения Критерия Z (знаков) (И.В. Поляков, Н.С. Соколова, 1975).

При обработке групповых данных пользовались t-критерием Стьюдента.

См: Ахундова Р.Е. Физиологическое обоснование программ реабилитации после травм спинного мозга методами лечебной физкультуры и миофасциального расслабления с использованием биологических обратных связей

Предыдущая страница | Следующая страница

Источник: http://www.paralife.narod.ru/reabilitaciya/axundova/20-medody-i-organizaciya-issledovaniya.htm

Нейропсихологическое исследование – Исследование двигательных функций

Исследование двигательных функций
Опросник

  1. Какой рукой ты берешь кубики, когда складываешь башню (собираешь пирамидку)?
  2. В какой руке держишь ложку во время еды?
  3. Какой рукой размешиваешь сахар в чае?
  4. Какой рукой держишь зубную щетку?
  5. Какой рукой причесываешься?
  6. Какой рукой рисуешь?
  7. Какой рукой режешь ножницами?
  8. Какой рукой пишешь?
  9. Какой рукой пользуешься ластиком?
  10. Какой рукой бросаешь камень, мяч?
  11. Какой рукой раздаешь карты?
  12. Какой рукой бьешь молотком?
  13. Какой рукой держишь ракетку, играя в теннис, бадминтон?

Задавая вопрос, экспериментатор каждый раз просит ребенка продемонстрировать манеру исполнения. Затем высчитывается коэффициент латерального предпочтения Клп по формуле:
КЛП = (П-Л) х 100%,          (1)                (П+Л)

где: П – правая(рука, глаз и т.д.);

Л – левая.
Результаты от -10 до +10 оцениваются как амбилатеральность;
Меньше -10 – как левостороннее предпочтение (соответственно доминантность в данной сфере правого полушария);
Больше +10 – как правостороннее (доминантность левого полушария).       Ниже приводятся пробы на выявление сенсомоторных асимметрий. Каждая из проб выполняется с промежутками в течение нейро-психологического обследования 5-6 раз; в результате подсчитывается коэффициент латерального предпочтения по формуле (1).

Неоднократное тестирование необходимо, для того, чтобы получить более достоверные результаты.

Моторные асимметрии

Функциональная асимметрия рук

  1. Переплетение пальцев рук, поза Наполеона, аплодирование. Инструкция (И): “Сделай, пожалуйста, так”. Экспериментатор в течение одной секунды демонстрирует нужную позу. Ведущая рука оказывается сверху; в пробе “переплетение пальцев” сверху большой палец ведущей руки.
  2. Измерение силы кисти каждой руки с помощью динамометра. Ведущая рука сильнее.
  3. Измерение скорости выполнения любых мануальных(теппинг, рисунок, письмо и т.д.)заданий попеременно каждой рукой, затем обеими вместе. Ведущая рука действует быстрее.
  4. Проба Чернашека. Может проводиться с детьми от 7 лет. Перед ребенком кладется чистый лист бумаги; в правую и левую руки дается по карандашу. И.: “Закрой глаза. Нарисуй, пожалуйста, одновременно правой рукой (экспериментатор касается правой руки ребенка) квадрат, а левой (касание) круг. Еще раз: (касание) квадрат, (касание) круг. Запомнил?”
          Затем под первой парой рисунков по аналогичной инструкции предлагается нарисовать следующую, например, “треугольник – квадрат”, “круг – квадрат” и т.д. до восьми раз. При этом экспериментатор достаточно громко приговаривает: “Быстрей, быстрей” (постукивает по столу), и внимательно следит за тем, чтобы ребенок не открывал глаза, рисовал обеими руками одновременно и желательно с зафиксированным языком. Субдоминантная рука в этой пробе повторяет движение ведущей или демонстрирует запаздывающее выполнение задания.

Функциональная асимметрия ног и тела

  1. И.: “Попрыгай на одной ноге”. Используется ведущая нога.
  2. И.: “Какой ногой ты забиваешь гол в футболе?” Активная (в том числе толчковая) нога – ведущая.

  3. И.: “Закинь ногу на ногу”. Ведущая нога сверху.
  4. И.: “Повертись, покрутись несколько раз”. При вращении вокруг собственной оси предпочитается направление в сторону доминантной половины тела.

Сенсорные асимметрии

Функциональная слухо-речевая асимметрия

  1. И.: “Послушай, идут ли мои часы?” Ребенку прямо, по средней линии, даются часы или аналогичные тихо звучащие приборы. Предлагается поговорить по телефону. Часы и телефонную трубку ребенок прикладывает к ведущему уху.
  2. И.: “Повтори, что я скажу”. Экспериментатор шепотом произносит слово или фразу. Ребенок нагибается ближе ведущим ухом.
  3. Дихотическое прослушивание. Через стереонаушники ребенок одновременно слышит группу слов по две серии (с правого уха – одну серию, с левого – другую), а затем воспроизводит слова, которые услышал.

      Этот разработанный Д. Кимурой и адаптированный на русский язык Е.П. Кок, широко распространенный и многократно описанный (Симерницкая, Котик, 1978; Брагина, Доброхотова, 1988; Котик, 1992, и др.).
Приводим пример заполнения протокола. Цифрами отмечается порядок слов, в котором ребенок воспроизводит прослушанные серии; в центре – привнесенные слова (отсутствующие среди эталонных).

Эталонные слова
(левое ухо)

Привнесенные слова

Эталонные слова

(правое ухо)

1 зев сыр мяч сон

2 3 зер дом

том пень лев пять

3 1 ком лак дед печь

2 гром мяч

дуб роль путь мир

суп день мед тип

1 3 дом сир

4 2 кит шеф тон пыль

Итак, далее, 10 раз. Затем правый и левый наушники “меняются местами”; повторяется та же процедура.

         Помимо общепринятых критериев определения доминантности, предлагается:

  1. наряду с традиционными Кпу (коэффициент правого уха), отражающим доминантность левого (правого) полушария или амбилатеральность полушарий по речи, и Кэфф (коэффициент эффективности) ввести коэффициент продуктивности – Кпр .
  2. Кпр = Σ ВС / ОКС х 100%, (2) где: Σ ВС – сумма верно воспроизведенных слов,

    ОКС – общее количество тестовых слов;

  3. подсчет ошибок (с каждого уха): – литеральных и вербальных парафазии, контаминации, персевераций, реминисценций, привнесений (конфабуляций) новых слов, – нарушений порядка воспроизведения слов-эталонов (в протоколе помечается цифрами);
  4. анализ динамических (процессуальных) характеристик дихотического прослушивания:
  5. И так далее 10 раз. Затем правый и левый наушники “меняются местами”; повторяется та же процедура.

Функциональная зрительная асимметрия

  • И.: “Прищурься одним глазом”. Первым прищуривается неведущий глаз.
  • И.: “Посмотри в калейдоскоп(в подзорную трубу)“. Ребенку прямо, по средней линии, дается один из этих предметов. Для рассматривания используется ведущий глаз.
  • И.: “Загороди линейкой лампу”. Ребенку дается линейка (или что-то аналогичное),, которой он должен загородить источник света. Тень при этом падает на ведущий глаз.

Двигательные функции

Кинестетический праксис

  1. Праксис поз по зрительному образцу

  2. И:“Делай, как я”. Экспериментатор последовательно демонстрирует ребенку ряд мануальных поз:
    большой и указательный (средний, безымянный) пальцы сложены в колечко; рука сжата в кулак, но мизинец выставлен вперед; рука сжата, но указательный палец и мизинец выставлены вперед и т.п.    Каждую из этих поз ребенок должен воспроизвести. Поочередно обследуются обе руки. После выполнения каждой позы ребенок свободно кладет руку на стол.

  3. Праксис поз по кинестетическому образцу.
  4. И.: “Закрой глаза. Ты чувствуешь, как я сложил тебе пальцы?” Экспериментатор складывает пальцы ребенка в мануальные позы, представленные выше. Затем распрямляет кисть ребенка и просит его воспроизвести заданную позу.

  5. Перенос поз по кинестетическому образцу.

  6. И.: “Закрой глаза. Ты чувствуешь, как я сложил тебе пальцы? Сложи их точно так же на другой руке”. Образцы поз и условия те же.

    Перенос поз осуществляется сначала с ведущей руки (у правшей с правой на левую), а затем наоборот (с левой на правую).

  7. Оральный праксис.
  8. И.: “Делай, как я”.

    Экспериментатор выполняет следующие действия: улыбается, вытягивает губы в трубочку; высовывает язык прямо, поднимает его к носу, проводит им по губам; надувает щеки; хмурится, поднимает брови и т.п. Каждое движение воспроизводится ребенком.

    Вариантом может быть выполнение этого теста по инструкции, например: “Нахмурься” или “Дотянись языком до носа”. Но в этом случае следует дифференцировать вторичные ошибки, которые возникают у ребенка вследствие недопонимания и т.п.

Кинетический (динамический) праксис

  1. “Кулак – ребро – ладонь”.

  2. И.: “Делай, как я”. Экспериментатор выполняет последовательный ряд движений: кулак, поставленный на ребро, вытянутая ладонь, поставленная на ребро, ладонь лежащая на столе; меняются лишь позы, сама рука не меняет место расположения.

          Два раза экспериментатор выполняет задание вместе с ребенком медленно и молча, потом предлагает ему сделать упражнение самому и в более быстром темпе.       Затем с зафиксированным языком и с закрытыми глазами.

          Поочередно обследуются обе руки.

    При необходимости можно предложить ребенку те же движения, но в измененной последовательности, например,”ребро – ладонь – кулак”.

  3. Графическая проба “Заборчик”
  4. Экспериментатор рисует ребенку образец:

    И.: “Продолжи узор, не отрывая карандаш от бумаги”. Условия те же, что и в пункте 1.

    И.: “Напиши: Мишина машина; у Миши шишка; слушайте тишину”.

  5. Реципрокная координация рук.

  6. И: “Положи руки на стол. Делай, как я”.

    Руки кладутся рядом: одна вытянута, другая сложена в кулак, затем одновременно первая рука сжимается в кулак, а вторая распрямляется, при этом руки остаются на одном месте.

          Несколько раз экспериментатор выполняет задание вместе с ребенком, потом предлагает ему сделать упражнение самому. Условия те же, что и в пункте 1.

  7. Оральный кинетический праксис.

  8. И: “Делай, как я”. Экспериментатор, например: несколько раз щелкает языком, дважды свистит и щелкает языком; хмурится и улыбается;
    дотрагивается языком до левого, затем – правого угла рта, потом надувает щеки.

  9. Функциональная зрительная асимметрия

  10. 1. И.: “Прищурься одним глазом”. Первым прищуривается неведущий глаз.
    2. И.: “Посмотри в калейдоскоп (в подзорную трубу)“. Ребенку прямо, по средней линии, дается один из этих предметов.

    Для рассматривания используется ведущий глаз.
    3. И.: “Загороди линейкой лампу”. Ребенку дается линейка (или что-то аналогичное), которой он должен загородить источник света. Тень при этом падает на ведущий глаз.

    Вариантом этого теста является выполнение аналогичных действий по речевой инструкции.

  11. Пространственный праксис
  12. Проба Хэда.
    И: “То, что я буду делать правой рукой, ты будешь делать своей (экспериментатор касается правой руки ребенка) правой рукой; то, что я буду делать левой рукой, ты будешь делать своей (касание) левой рукой”.

    Предлагается выполнение сначала одноручных (при этом экспериментатор постоянно меняет руки), затем двуручных проб: правая рука касается правого (левого уха), ребро ладони лежит на переносице, кисти рук сложены перпендикулярно друг другу в разных вариантах и т.д.

    После выполнения каждой пробы принимается свободная поза.

             НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ          ДАЛЕЕ –>

Источник: http://iemcko.ru/4302.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.