Каузальное мышление

Каузальное мышление – психология

Каузальное мышление

6 августа 2009

В противовес каузальному мышлению с древнейших времен существовало мышление, основанное на чисто рассудочных, созерцательных представлениях, легко обобщающих частные связи или наделяющих отдельные причины свойствами или значением «главных», «решающих», «производящих», «конечных», «побочных», и т. д.

Причины и действия здесь выглядят изолированными, связи — чисто линейными, полная связанность каузальных моментов отсутствует, как и связи с какими-либо законами. Некаузальное мышление односторонне, близкое в нем преувеличивается по своему значению, отдаленное, наоборот, вовсе исчезает из поля зрений, отсюда антиисторизм, априорность, искажение перспектив в самом познании.

Некаузальное мышление, используя эмпирические аналогии, предпочитает двучленные связи, оно разграничивает в каузальных представлениях причины, с одной стороны (эти причины как бы неизменны, являются «первопричиной»), и условия, с другой. Очевидно, речь идет о субъективной оценке существенного и несущественного, главного и побочного, случайного и необходимого, т. е. о том, что Демокрит охарактеризовал как «приукрашивание собственной беспомощности».

Принципы связи и взаимосвязи биологических явлений, подлежащих теоретическому анализу, исключают трактовку этих явлений как простой последовательности ряда событий без их взаимосвязи. Нельзя мыслить причину иначе как связь причины с действием.

Причинная связь — необходимая связь. Отсюда неразрывность причины и действия, их единство. Только «взаимодействие является истинной causa finalis вещей» (Гегель).

Сказанное исключает одностороннее представление о причине. Нельзя выделить или обособить какой-то один «главный», «ведущий», тем более единственный фактор и свести к этому фактору всю этиологию явления. Но так именно учение об этиологии выглядит сейчас, например, в проблеме инфекции, онкологии.

Больше того, слово «инфекция» в научных сообщениях, в учебниках употребляется в двух принципиально разных смыслах: для обозначения и инфекционного процесса (инфекция), и инфекта-возбудителя, т. е. микроба.

Сплошь и рядом мы можем услышать или прочесть о том, что инфекция (т. е. инфекционный процесс) протекала тяжело, легко или что инфекция (т. е. по смыслу уже микроб) попала в рану, в организм, что она «очень вирулентна» и т. п.

Другими словами, причина и действие терминологически объединяются. Их единство становится тождеством.

«Проблема причинности в медицине», И.В.Давыдовский

Не терминологическая, а методологическая небрежность лежит в основе объединения, поскольку содержанием понятия «этиология» действительно становится отдельный, т. е.

вырванный из причинных связей, «этиологический» фактор.

Если мы, к примеру, откроем Большую медицинскую энциклопедию и познакомимся со статьей «Брюшной тиф», то под заголовком «Этиология» найдем лишь трактат о возбудителе. Так же обстоит вопрос с этиологией гриппа, кори…

Практическая медицина вправе несколько упрощать постановку сложных вопросов теории, уходящих своими корнями в проблемы общей биологии.

Она всегда это и делала, побуждаемая (высокогуманными целями помогать больному человеку, даже не зная точно причин и сущности болезни, руководствуясь лишь наблюдениями и жизненным опытом.

Практическая медицина и дальше вынуждена будет несколько «огрублять» действительность, следуя совету Куллена, согласно которому…

Все законы природы отражают существенные отношения и объективные связи между предметами. Но оценка существенного не может быть подчинена нашему субъективному желанию, т. е.

такой точке зрения, которая, по нашему мнению, лучше всего освещает явление. Не может быть опоров о том, играет ли инфект, важную и необходимую роль в возникновении и развитии инфекционного заболевания.

Бессмысленно отрицать…

В медицине нет такой другой области, как онкология, где так демонстративно не вскрывалось бы противоречие между богатством фактического материала и хаосом теоретических представлений об этиологии и сущности опухоли. Обилие фактов, обилие теорий еще не создают подлинной теории. Но каково, же положение дела и в других разделах медицины. Миллионам удаленных червеобразных отростков, миндалин, желчных пузырей, язв…

Методологической ошибкой является самый факт отнесения понятия этиологии к миру лишь патологических явлений. С не меньшим правом мы можем говорить и об этологии здоровья. Это и будет основой гигиены.

Принцип, по которому возникающие в организме процессы связывались облигатно с видимой внешней причиной (causa externa), не анализируя внутренних причин (causa interna), т. е.

биологической обусловленности возникновения…

Источник:

каузальное мышление

  • Каузальное мышление (causal reasoning) — Интерес к причинам может колебаться от поверхностного и зачастую тривиального любопытства, проявленного по отношению к явлениям повседневной жизни, до систематического строгого научного исслед. Вследствие широкого разнообразия форм интереса к… …   Психологическая энциклопедия
  • Функциональный анализ (functional analysis) — Поведенческая оценка делает упор на использовании эмпирических методологий, применяемых для количественного измерения целевого поведения и многочисленных контролирующих его факторов. В ист. аспекте термин «Ф. а.» характеризовался широким… …   Психологическая энциклопедия
  • Теоретические конструкты (theoretical constructs) — Не составляет большого труда идентифицировать наблюдаемое поведение, напр., сказать, что чел. ест или бежит, значительно труднее определить, чем вызвано подобное поведение. Если известны релевантные условия, предшествующие данному поведению, напр …   Психологическая энциклопедия
  • врожденное знание —         ВРОЖДЕННОЕ ЗНАНИЕ родоспецифические когнитивные программы и метапрограммы, схемы и образцы поведения, нормы реакции, мыслительные стратегии и т.д., доступные эмпирическим исследованиям. Многие философы и естествоиспытатели в той или иной… …   Энциклопедия эпистемологии и философии науки
  • знание врожденное —         ЗНАНИЕ ВРОЖДЕННОЕ унаследованные родоспецифические когнитивные программы и метапрограммы, схемы и образцы поведения, нормы реакции, мыслительные стратегии и т.д., доступные эмпирическим исследованиям. Многие философы и естествоиспытатели… …   Энциклопедия эпистемологии и философии науки
  • Искусственный интеллект (artificial intelligence) — В самом широком смысле И. и. это абстрактная теория челов., животного и машинного познания. Конечная цель ее развития создание единой теория познания. Как теорет. психология. И. и. представляет собой продолжение исследовательской программы,… …   Психологическая энциклопедия
  • Кибернетика (cybernetics) — К. занимается петлями рекурсивной обратной связи или текущими паттернами, к рые связываются в систему. Она фокусируется на отношениях между элементами внутри системы. Т. о., кибернетические системы представляют собой паттерны орг ции, которые… …   Психологическая энциклопедия
  • Множественная регрессия с переменной-модератором (moderated multiple regression) — М. р. п. м. типичная модель многомерного анализа, предназначенная для проверки того, влияет ли на связь между двумя переменными предиктором X и зависимой переменной Y третья переменная М. Формула для уравнения простой линейной регрессии выглядит… …   Психологическая энциклопедия
  • Моделирование структурными уравнениями (structural equation modeling) — Используемое при разработке множества проблем, от изучения академических достижений до исслед. динамики настроения, М. с. у. представляет собой систематический анализ причинных связей. Широкое применение М. с. у., наз. еще анализом спроса (demand …   Психологическая энциклопедия
  • Парадигмы (paradigms) — П. наз. правила или предписания, к рые устанавливают границы и направляют действия к успешному достижению цели. Историк науки Томас Кун обратил внимание на роль П. для научного мира, считая, что они в полной мере соответствуют только миру физ.… …   Психологическая энциклопедия
  • Принцип экономии (law of parsimony) — Согласно П. э., из всех альтернативных теорет. объяснений, в равной степени согласующихся с эмпирическими данными, всегда должны приниматься наиболее простые. Сложные теорет. объяснения с большей вероятностью оказываются ошибочными, чем простые.… …   Психологическая энциклопедия

Источник:

Психологическая энциклопедия — значение слова Каузальное Мышление

(causal reasoning) Интерес к причинам может колебаться от поверхностного и зачастую тривиального любопытства, проявленного по отношению к явлениям повседневной жизни, до систематического строгого научного исслед. Вследствие широкого разнообразия форм интереса к причинно-следственным отношениям представляется важным четкое определение осн. отличительных свойств К. м.

Как эпистемологический процесс, атрибуция причинности (т. е. обозначение определенных событий как причин и др. событий как следствий) требует учета определенных соображений.

Юм приводит три критерия причинной связи: а) смежное (contiguous) появление предполагаемой причины и следствия в пространстве и времени; б) временное упорядочение (temporal ordering) событий, при к-ром предполагаемая причина предшествует следствию; и в) ковариация (covariation) предполагаемой причины и следствия: всякий раз, когда изменяется одно, будет изменяться и другое.

Юм пришел к выводу, что причинность нельзя продемонстрировать эмпирически и что она скорее выводится из наблюдаемых событий. Иллюзорная причинность относится к ситуации, в к-рой выведенная связь между специфической причиной (А) и следствием (Б) в действительности является результатом действия третьего, неустановленного фактора (В), к-рый является причиной как А, так и Б.

Для того чтобы убедиться, что между А и Б действительно существуют причинно-следственные отношения, надлежит установить и включить в этот анализ др. причинные факторы, такие как В. Если между А и Б действительно имеют место причинно-следственные отношения, то ковариация между А и Б будет сохраняться, контролируя примешивающиеся эффекты причинно релевантных переменных, таких как В.

Эти четыре необходимых для умозаключения о причинности условия лежат в основе К. м. в науках о поведении. Отсюда утверждение «А служит причиной Б» в действительности означает, что (как было эмпирически установлено) А и Б обнаруживают ковариацию в надлежащей временной последовательности и что имеются серьезные теорет.

и методологические основания полагать, что Б является следствием А. К. м. в науках о поведении отличается от того, что можно назвать более общим взглядом на понимание каузальности. Обычно каузальность понимается как комплекс необходимых и достаточных условий появления причинных событий, по аналогии с действием бильярдного шара, ударяющего др. шар.

Выше упоминавшиеся работы Юма и Милля отражают именно такую интеллектуальную позицию. Впоследствии присутствовавшие в этих ранних работах необходимые и достаточные критерии для вывода о причинности были заменены более компромиссным и частным взглядом на причинную связь.

События рассматриваются вероятностно, и «причины» этих событий считаются достаточными (но необязательно одновременно необходимыми и достаточными) для возникновения определенного следствия. Теоретически К. м. ограничивается лишь квалификацией и воображением исследователя; однако когда оно используется при планировании исслед.

и изложении его результатов, на причинный анализ накладываются определенные ограничения, два из к-рых рассмотрены ниже. Во-первых, факторы, идентифицируемые как «причины», не представляют собой конечных, абсолютных или первичных причин в любом эпистемологическом смысле. Поэтому проникновение в причины челов.

поведения представляет собой лишь поисковый и никогда не завершающийся процесс исслед. Внутри любой области научного изыскания поиск причин ограничивается множеством обстоятельств; однако сравнительно сложный, недетерминированный и динамический характер челов. поведения, как оно сегодня понимается, представляет собой дополнительный вызов поведенческим наукам.

Во-вторых, несмотря на то, что предполагаемые причинно-следственные отношения, выводимые в рамках такого К. м., никогда не могут быть доказаны эмпирически, оно все же требует эксплицитной исследовательской концепции и, в частности, диктует, чтобы следствия из каждого используемого теорет. аргумента формулировались как можно точнее.

При соблюдении требований к эксплицитности такое К. м. представляет собой мощный инструмент анализа челов. поведения.

Более того, оно влечет за собой попытки, опираясь на аппарат формальной логики, заполнить пробел между разработкой теории, с одной стороны, и усовершенствованием методологии исследований — с другой, к-рые нашли свое концентрированное выражение в методе каузального моделирования, разработанного Блэлоком и др.

Источник: https://obu4ayka.ru/bez-rubriki/kauzalnoe-myshlenie-psihologiya.html

Каузальное тело

Каузальное мышление

Каузальное тело – первое духовное тело в ауре человека. Считается бессмертным. Располагается за ментальным телом и несёт информацию о плотной карме человека, т.е. о плане событий в жизни человека.

Основная функция каузального тела – формирование событий плотного плана или, другими словами, событий физического мира. В случае с человеком – это те конкретные действия и поступки, которые он совершает, и те события, которые происходят в его жизни.

Как правило, большинство этих событий предопределены (это связано с наработками прошлых жизней и программами, заложенными при рождении), однако не все. Программы каузального тела не носят фатального характера.

Изменить можно многое, при желании, даже – кардинально изменить.

Свойства и особенности каузального тела

Как уже отмечалось выше, основная функция каузального тела – формирование событий. Т.е. наши идеи, желания, мысли реализуются в физическом мире посредством наших каузальных энергий. Справедливости ради, надо отметить, что идеи и планы других людей тоже могут реализоваться посредством нашей (или вашей) каузальной энергии.

Например, желание ребёнка иметь игрушку, может заставить вас совершить покупку. Я уж не говорю о желаниях жены, которые могут подтолкнуть вас на такие дела и действия, о которых вы никогда бы и не помышляли.

Если вы наёмный работник, то вы будете реализовывать планы начальства, опять же, посредством энергии своего каузального тела. При этом ваше нежелание или несогласие может не играть никакой роли.

Здесь всё зависит от уровня развития человека, от состояния его тонких тел и чакр.

Следующим свойством каузального тела является способность влиять на время. Это, наверное, понятно – все события протекают во времени.

У каждого в сутках 24 часа, однако, плотность времени у каждого – своя.

Один – два месяца собирается забить гвоздь в стену, другой – утром проснулся в Киеве, днём провёл совещание в Москве, поужинал в Париже, а, попутно, ещё успел сделать ряд других дел.

Способность человека иметь и зарабатывать деньги – также является одним из свойств его каузального тела.

Каузальное тело человека может быть сильным или слабым, организованным или нет. От силы каузального тела зависит количество событий в жизни человека, а от организованности зависит – будут ли эти события носить, планомерный, регулярный или хаотичный характер.

Чакры каузального тела

Вибрации каузального тела, в основном, связаны с чакрой вишудхой, однако на нём, как и на любом другом тонком теле, проявляются аспекты всех чакр. В зависимости от того какая чакра доминирует, будет определяться характер событий, которые будут происходить в жизни человека.

  • Уравновешенная чакра муладхара даст уверенность в себе, стабильность, изобилие, а неуравновешенная – разрушения, потери, драмы.
  • Свадхистана чакра наполнит жизнь комфортом, удовольствиями, поиском наслаждений и умением ценить то, что есть.
  • Развитая каузальная манипура заставит человека составлять планы и добиваться их реализации. Такой человек стремиться организовать своё пространство и время и способен управлять собой и другими людьми, его самодисциплина на высоте, его слово имеет вес и может быть гарантией.
  • Каузальная анахата наполнит жизнь человека проявлениями любви и может подвигнуть его на благотворительность и меценатство.
  • Каузальная вишудха проявит себя в творческом самовыражении. Действиями такого человека может руководить вдохновение. Во всяком случае, всё, что он делает – он делает качественно, на совесть, можно сказать безупречно.
  • Каузальная аджна означает ясновидение предстоящих событий до пророчеств, магические способности, дар исцелять и др. Сны такого человека часто бывают вещими.
  • Человек с развитой сахасрарой каузального тела практически ничего не делает от себя, он во всем происходящем видит закономерность, замысел Творца и руководствуется текущими событиями, как знаками, предзнаменованиями.

Развитие каузального тела

Ниже следуют несколько советов и рекомендаций. Конечно, развитие каузального тела связано с его основными функциями – с событиями действиями, реализацией.

Всегда важнейшую роль в жизни человека играет то, как он использует своё время. Одно и то же время может быть использовано на эмоции и переживания, на мысли и мечты, на действия и поступки.

Определяющим фактором здесь является то, куда направлено внимание человека. Всегда работает такое правило – куда направлено внимание, туда идёт и энергия, туда же уходит и время.

А внимание человека стремится находиться в том теле, которое сильнее развито.

Это объясняет, почему блестящие ученики, отличники в школе и ВУЗе, затем с трудом осваиваются в социуме, и, напротив, троечники легко устраиваются в жизни, делают успешную карьеру, и, зачастую, становятся руководителями бывших отличников. Просто отличники учились – развивали ментальное тело, а троечники в это время гоняли в футбол, ходили в походы, посещали кружки творчества, или спортивные секции – развивали каузальное тело.

Отсюда совет: надо уделять внимание не только обучению и получению информации, надо ещё и учится действовать. И не обязательно эта деятельность должна быть связана с профессией.

Иногда время, проведенное в спортзале, может дать больше для вашего успеха, чем прочитанная книга, даже если это хорошая книга.

Развитие должно быть гармоничным, должны быть занятия спортом, реальное общение и, вообще, достаточная физическая активность.

Если вам кажется, что для того чтобы добиться успеха нужно больше учиться, и больше всего знать – знайте, что это ваше ментальное тело пытается ввести вас в заблуждение (оно всегда так поступает, доказывая собственную важность). Важно знать, а еще важнее уметь применять знания на практике, иметь опыт. Есть хорошая поговорка – капля практики лучше ведра теории.

Конечно, для того чтобы развивать каузальное тело необходимо учитывать его состояние и потенциал. Показателем может служить уровень вашего благосостояния, эффективность и масштаб ваших действий. Если у вас сильное и управляемое каузальное тело, то вы можете браться за крупные проекты.

Если каузальное тело слабое, то начинать следует с мелких дел, таких которые могут занять несколько минут или секунд. Например, заточить карандаш или навести порядок на рабочем месте. В любом случае, следует соблюдать меру, проявлять настойчивость и выдержку, и правильно использовать принципы развития.

Здесь важно – скорость, с которой вы переходите от мысли или желания к действию. Чем быстрее вы это делаете – тем лучше развивается каузальное тело.

Это можно объяснить следующим образом – внимание переходит в каузальное тело, и туда же идёт энергия. Поэтому важно начинать действовать сразу, как только возникает идея или желание. Иначе процесс будет идти в ментальном теле и до реализации может так и не дойти.

По крайней мере, если идея крупная, сразу запишите план, разбейте на этапы и начинайте воплощать первый этап.

Для развития каузального тела важна конкретность и определённость. Если вы решили немного отдохнуть, а, затем, сходить в магазин – это, скорее всего, лень. А если вы решили отдохнуть 20 минут, а, затем, 35 минут посвятить покупкам, то это – план и это – структурированное, управляемое каузальное тело.

Сергей Киризлеев

Рубрика:   Анатомия Йоги

Источник:   kirizli.ru

Источник: https://yogatrain.ru/sty.php?sty_id=150

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.

    ×
    Рекомендуем посмотреть