Методика исследования
Разработка методики исследования
EABC
РЕФЕРАТ
по основам научной работы.
на тему : Разработка методики исследования.
Выполнил : Мазуренко Александр
Гр. ЕТ-102
Таллинн 2003
Введение……………………………………………………………………………………1
1.Сбор информации для исследования………………………………………..2
1.1 Анализ документации
1.2 Опрос……………………………………………………………………………………3
1.3 Анкетный опрос……………………………………………………………………4
1.4 Интервью……………………………………………………………………………..52.Основы методов………………………………………………………………………6
2.1 Метод “мозговой атаки”
2.2Метод “суда”
2.3Метод “Дельфи”…………………………………………………………………….7
3.0 Виды исследований……………………………………………………………..10
Введение
Логический метод включает в себя гипотетический и аксиоматический.
Гипотетический метод основаннаразработке гепотезы, научного предположения, содержащего элементы новизны и оригинальности. Аксиоматический метод основан на очевидных положениях, принимаемых без доказательства.
Исторический метод позволяет исследовать возникновение, формирование и развитие процессов и событий в хронологической последовательности с целью выявить внутренние и внешние связи, закономерности и противоречия.
Данный метод исследования используется преимущественно в общественных и главным образом в исторических науках.Выполнение научного исследования неразрывно связано с его методологией, т.е. исходными руководящими принципами его развития.
В конечном счёте методология – это совокупность методов, способов, приёмов, их определённая последовательность, схема, принятая при разработке научного исследования.
В итоге можно сказать, что работа над методикой требует особо тщательного продумывания, так как от неё зависит конечные результаты исследования.
Можно выделить всего 5 различных методов сбора необходимой информации.
К ним относятся: а) наблюдение,
б) экспериментальное наблюдение,
в) эксперимент,
г) анализ документации,
д) опрос.
С их помощью собирается необходимый материал для выявления, анализа и решения поставленных проблем.
Наблюдение сбора материалов наряду с другими методами.Особенности наблюдения служит одним из методов как научного метода, подчинённого главной задаче исследования, характеризуется следующими особенностями:
А) планируемость
Б) упорядоченность
В) контролируемость
Существует : 3 типа наблюдений:
1.Обычное, или открытое наблюдение, при котором исследователь находится вне наблюдаемого коллектива.
2.Наблюдение участвующее изнутри для наиболее обьективного описания процесса.
3.Включённое наблюдение,которое характеризуется тем, что наблюдатель включается сам в качестве участника в данную группу.
Наиболее распространённый способ наблюденпия в социологических и социально-психологических исследованиях является метод экспериментального наблюдения, где наблюдаемая группа создаётся искусственно и используются многообразные технические средства фиксации исследуемого поведения.
Анализ документации.
Сюда входит сбор стратегической и оперативной отчётности, нормативной документации, отчётов руководителей по используемым проблемам, проведение анкетного опроса с руководителями всех уровней и специалистами предприятия.Содержащаяся в них информация в большей части носит объективный характер.Но тем не менее нельзя не учитывать и элементы субъективного характера в этих документах.
К каждому источнику сведений следует относиться критически.Это относится и к различным документам официального характера .Имеющиеся в них сведения целесообразно перепроверять, сопоставлять с другими материалами или информацией из других источноков.
Опрос – главный этап совместной работы организаторов экспертизы и непосредственных экспертов. В зависимости от характера проблемы, ее целей организаторы экспертизы выбирают методы опроса.
Опрос бывает:
а) индивидуальный;
б) групповой;
в) личный;
г) заочный;
д) устный;
е) письменный.
Среди методов индивидуального опроса наиболее распространены два вида экспертизы: интервьюирование и анкетирование.
Опрос во всех своих его видах (анкетирование, интервью, беседа и т.д) является распространённым методом сбора информации по теме исследования.Он фиксирует состояние общественного сознания в его многообразных и сложных проявлениях в связи с изучаемой проблемой.
В большинстве опросов речь идёт о том ,чтобы выяснить мнение обследуемой совокупности по какому-то кругу вопросов, выяснить отношение людей к тем или иным явлениям, событиям, ценностям, раскрыть их оценки.
Таким образом, опросы позволяют фиксировать состояние общественного сознания,накапливать систематическую информацию,получаемую путём опросов по одним и тем же проблемам.В основе большинства методов лежит анкета, с помощью которой осуществляется сбор необходимой информации. Анкета – набор вопросов, каждый из которых логически связан с главной задачей . анкеты должно быть предельно ясным для опрашиваемого.
Анкетный опрос имеет более широкую аудиторию и в болшей степени рассчитан на применение количественных методов обработки данных.Они могут содержать и простые вопросы, и сблокированные по определённым темам. При анкетировании используются вопросы:
а) открытые и закрытые
б) прямые и косвенные
а) Вопрос называется открытым, если ответ на него может быть дан в любой форме, т.е. ответ ничем не регламентирован.
Вопрос называется закрытым, если в его формулировке содержатся возможные варианты ответов (альтернатив), один из которых и должен выбрать специалист.
Одним из вариантов закрытых вопросов является вариант, в котором перечень возможных ответов исчерпывается альтернативой “да-нет”. При использовании таких вопросов важно чередовать формы согласия или несогласия.
б) Прямой вопрос формулируется обычно в личной форме: “Что Вы думаете о…” или “Ваше мнение по поводу…” и т.д. Косвенные вопросы ставятся в полубезразличной форме, например: “Некоторые специалисты полагают, что… А как Вы думаете?”
При разработке вопросов анкеты, определении последовательности их расположения, формулировок, формы обращения следует исходить из следующих требований:
1) Анкета должна соответствовать замыслу исследования
2) Она должна учитывать уровень культуры и психологию опрашиваемых
3) В порядке расположения вопросов следует учитывать последующий способ обработки полученных данных.
Интервью как и анкеты, представляет собой вид опроса и расчитано на меньшую аудиторию, на более подробную разработку программы опроса , на более детальный качественный анализпроблемы.
Интервью можетприменяться как контрольное исследование в целях проверки информации, полученной другими методами, например, с помощью анкеты, как основной метод сбора материала при ограниченной выборке,как разведывательное исследование в целях уточнения проблематики, так и вцелях разработки методики общих опросов.Проведение экспертной оценки методом интервью требует от эксперта умения быстро давать качественные ответы на поставленные вопросы.
Условно можно выделить следующие формы организации интервью: свободная беседа, “вопрос-ответ”, “перекрестный допрос” (здесь участвуют несколько эксперта-организатора).
Интервью позволяет нередко получить информацию, которую трудно получить при анкетном опросе. Но интервью обладает и недостатками.
2.Основы методов
1)Метод “мозговой атаки”
2)Метод “суда”
3)Метод “Дельфи”
Метод “мозговой атаки” заключается в разделении решения двух задач: генерирования новых идей и оценки предложенных идей. Соответственно образуются две разные группы: группа генераторов идей и группа аналитиков. Правила проведения заседаний по методу “мозговой атаки” формулируются следующим образом.
Необходимо концентрировать внимание участников на одной, четко сформулированной проблеме, но при этом важно подхватывать любую идею, даже если ее практическая ценность в данный момент кажется сомнительной. “Мозговой атакой” руководит ведущий.
Сеанс начинается со вступительного слова ведущего, объясняющего проблему и необходимость ее решения, а также напоминающего правила заседания; затем он предлагает начать выдвигать идеи или выдвигает для начала сам одну-две идеи.
Источник: //mirznanii.com/a/271786/razrabotka-metodiki-issledovaniya
2.3. Конкретнонаучная методология
Конкретнонаучная(или частнонаучная)методология –этосовокупность идей или специфическихметодов определенной науки, которыеявляются базой для решения конкретнойисследовательской проблемы; это научныеконцепции, на которые опирается данныйисследователь.
Уровеньконкретнонаучной методологии требуетобращения кобщепризнаннымконцепциям ведущих ученыхв определенной области науки, а такжетех исследователей, достижение которыхсчитаются общепризнанными.
Поискиметодологических основ исследованияосуществляются по таким направлениями:
• изучениенаучных работ известных ученых, которыеприменяли общенаучную методологию дляизучения конкретной области науки;
• анализнаучных работ ведущих ученых, которыеодновременно с общими проблемами своейобласти исследовали вопросы даннойобласти;
• обобщениеидей научных работников, которыенепосредственно изучали данную проблему;
• проведениеисследований специфических подходовдля решения этой проблемыпрофессионалами-практиками, которыене только разработали, а и реализовалина практике свои идеи;
• анализконцепций в данной сфере научной ипрактической деятельности украинскихученых и практиков;
• изучениенаучных работ зарубежных ученых ипрактиков.
Итак,исходя из методологических основнаучного исследования, необходимо четкоответить на вопрос о: предусмотреннойведущей научной идее, сущности явления(объекта, предмета исследования),разногласиях, которые возникают, стадии,этапы развития (или тенденции). Это исоставляет научную концепцию исследования.
Концепция–это система взглядов, система описанияопределенного предмета или явления,относительно его построения,функционирования, которое оказываетсодействие его пониманию, толкованию,изучению главных идей. Концепция имеетчрезвычайное значение, посколькуявляется единым, определяющим замыслом,главной идеей научного исследования.
3.1. Понятие метода и методики исследования. Классификация методов
Стратегическиеметодологические положения и принципынаходят свое тактическое воплощение висследовательских приемах.
Метод–это способ познания, исследованияявлений природы и общественной жизни.
Это также совокупность приемов илиопераций практического или теоретическогоосвоения действительности, подчиненныхрешению конкретной задачи.
Разностьмежду методом и теорией имеет функциональныйхарактер: формируясь как теоретическийрезультат предшествующего исследования,метод выступает как исходный пункт иусловие будущих исследований.
Внаиболее общем понимании метод – этопуть, способ достижения поставленнойцели и задач исследования. Он отвечаетна вопрос: как познавать.
Методика–совокупность методов, приемов проведениялюбой работы. Методика исследования -это система правил использованияметодов, приемов и операций.
Внаучном исследовании часто применяютметод критического анализа научной иметодической литературы, практическогоопыта, как того требует уровень методикии техники исследования. В дальнейшейработе широко используются такие методы:наблюдение, беседа, анкетирование,рейтинг, моделирование, контент-анализ,эксперимент и др.Выборконкретных исследовательскихприемов диктуется характером фактическогоматериала, условиями и целью конкретногоисследования. Методы являются упорядоченнойсистемой, в которой определяется ихместо соответственно конкретному этапуисследования, использование техническихприемов и проведение операций стеоретическим и фактическим материаломв заданной последовательности.
Водной и той же научной области можетбыть несколько методик (комплексовметодов), которые постоянно усовершенствуютсяво время научной работы.
Сложнейшейявляется методика экспериментальныхисследований, как лабораторных, так иполевых.
В разных научных областяхиспользуются методы, которые совпадаютпо названию, например, анкетирования,тестирование, ранжирование, однако целии методика их реализации разные.
Классификацияметодов разработана слабо.
Довольнораспространенным является делениеосновных типов методов по двум признакам:целии способареализации.
Попервому признаку выделяются такназываемыепервичныеметоды,которые используются с целью сбораинформации, изучение источников,наблюдение, опрашивание и др.
Вторичныеметодыиспользуются с целью обработки и анализаполученных данных – количественный икачественный анализ данных, ихсистематизация, ранжирование и др.Третий тип представлен верификационнымиметодами и приемами, которые даютвозможность проверить полученныерезультаты.
Они сводятся также кколичественному и качественному анализуданных на основе измерения соотнесенияпостоянных и переменных факторов.
Попризнаку способа реализации различаютлогико-аналитические,визуальные и экспериментально-игровыеметоды.К первым принадлежат традиционныеметоды дедукциии индукции, которыеразличаются исходным этапом анализа.Они дополняют друг друга и могутиспользоваться с целью верификации -проверки истинности гипотез и выводов.
Визуальные,или графические, методы–графы, схемы, диаграммы, картограммыдают возможность получить синтезированноепредставление об исследуемом объектеи вместе с тем наглядно показать егосоставляющие, их удельный вес,причинно-следственные связи, интенсивностьраспределения компонентов в заданномобъеме. Эти методы тесно связаны скомпьютерными технологиями.
Экспериментально-игровыеметодынепосредственно касаются реальныхобъектов, которые функционируют вконкретной ситуации, и предназначеныдля прогнозирования результатов.
С нимисвязан целый раздел математики – “теорияигр”; с их помощью изучаются ситуациив политических, экономических, военныхвопросах.
Они используются в психологии(“трансакционный анализ”), социологии(“управление впечатлениями”,”социальная инженерия”), в методикенетрадиционного обучения.Вприкладных аспектах гуманитарных наукцелесообразно использоватьматематическиеметоды.Математический аппарат теории вероятностейдает возможность изучать массовыеявления в социологии, лингвистике.
Математические методы играют важнуюроль при обработке статистическихданных, моделировании. Однако при этомследует учитывать различия в природеобъектови категорий гуманитарных, естественныхи математических наук.
Проблема состоитв определении конкретной гуманитарнойсферы, в которой применение математическихметодов дает результаты.
Иногдаметоды разделяют на группы соответственноих функциональным возможностям: этапные,т.е связанные с определенными этапамиисследования, и универсальные,которые используют на всех этапах. Кпервой группе относят наблюдения,эксперимент, а ко второй – абстрагирование,обобщение, дедукцию и индукцию и др.
Различаютметоды теоретических и эмпирическихисследований. Такое распределениеметодов всегда условно, поскольку сразвитием познания один научный методможет переходить из одной категории вдругую.
Источник: //StudFiles.net/preview/3987330/page:5/
Методы исследования, как они есть
Структура научного знания по В.С. Ледневу
Научное исследование можно определить как целенаправленное познание. Проводить исследование – значит изучать, познавать закономерности, систематизируя факты.
Научное исследование обладает рядом отличительных признаков: наличие четкой сформулированной цели; стремление к открытию неизвестного; систематичность процесса и результатов; обоснование и верификация полученных выводов и обобщений.
Следует отличать научное и обыденное познание. Научное познание в отличие от обыденного предполагает использование особых методов исследования. В связи с этим возникает необходимость постоянного поиска новых методов для изучения неисследованных объектов.
Что такое методы исследования
Методы исследования – это способы достижения цели в научной работе. Наука, занимающаяся изучением данных методов называется “Методология”.
Любая деятельность человека зависит не только от объекта (на что направлена) и действующего лица (субъекта), но и от того, каким образом она осуществляется, какие средства и способы применяются. В этом и заключается суть метода.
В переводе с греческого языка «метод» означает «способ познания». Правильно выбранный метод способствует более быстрому и точному достижению цели, служит особым компасом, который помогает исследователю избежать большинства ошибок, прокладывая свой путь.
Отличие метода от методики и методологии
Очень часто происходит путаница в понятиях метода и методики. Методика представляет собой систему способов познания. Например, при проведении социологического исследования, могут сочетаться количественные и качественные методы. Вся совокупность этих методов будет представлять собой методику исследования.
Понятие методики близко по значению к процедуре исследования, его последовательности, алгоритму. Без качественной методики даже верно подобранный метод не даст хорошего результата.
Если методика – это способ воплощения метода, то методология – это учение о методах. В широком смысле методология представляет собой
Классификация методов научного исследования
Все методы научного исследования подразделяются на несколько уровней.
Философские методы
Наиболее известными среди них являются древнейшие методы: диалектический и метафизический. Кроме них к философским методам относятся феноменологический, герменевтический, интуитивный, аналитический, эклектический, догматический, софистический и другие.
Общенаучные методы
Анализ процесса познания позволяет выделить методы, на которых строится не только научное, но и любое повседневное человеческое познание. К ним относятся методы теоретического уровня:
- Анализ – расчленение единого целого на отдельные части, стороны и свойства для дальнейшего их детального изучения.
- Синтез – соединение отдельных частей в единое целое.
- Абстрагирование – мысленное выделение каких-либо существенных свойств рассматриваемого предмета при одновременном отвлечении от ряда других присущих ему признаков.
- Обобщение – установление объединяющего свойства предметов.
- Индукция – способ построения общего вывода на основе известных отдельных фактов.
Примеры методов исследования
Например, изучая свойства определенных жидкостей, выявляют, что им присуще свойство упругости. Опираясь на тот факт, что вода и спирт – это жидкости, делают заключение, что все жидкости обладают свойством упругости.
Дедукция – способ построения частного вывода, опираясь на общее суждение.
Например, известно два факта: 1) все металлы обладают свойством электропроводности; 2) медь – металл. Можно сделать вывод о том, что медь обладает свойством электропроводности.
Аналогия – такой метод познания, при котором знание ряда общих признаков для объектов позволяет сделать вывод об их сходстве и по другим признакам.
Например, науке известно, что свету присущи такие свойства как интерференция и дифракция. Кроме этого ранее были установлено, что звук обладает этими же свойствами и связано этого с его волновой природой. На основе этой аналогии был сделан вывод о волновой природе света (по аналогии со звуком).
Моделирование – создание модели (копии) объекта изучения с целью его исследования.
Помимо методов теоретического уровня, выделяют методы эмпирического уровня.
Методы эмпирического уровня
Метод | Определение | Пример |
Наблюдение | Исследование, опирающееся на органы чувств; восприятие явлений | С целью изучения одной из стадий развития детей Ж.Пиаже наблюдал за манипулятивными играми детей с определенными игрушками. На основе наблюдения им был сделан вывод о том, что способность ребенка составлять предметы друг в друга возникает позже, чем необходимые для этого моторные навыки. |
Описание | Фиксация сведений | Антрополог записывает все факты з жизни племени, не оказывая никакого влияния на него |
Измерение | Сравнение по общим признакам | Определение температуры тела с помощью термометра; определение веса с помощью уравновешивания гирь на рычажных весах; определение расстояния с помощью радиолокатора |
Эксперимент | Исследование, основанное на наблюдении в условиях, созданных специально для этого | На оживленной городской улице останавливались группы людей в различных количествах (2,3,4,5,6 и т.д. человек) и смотрели вверх. Рядом останавливались прохожие и также начинали смотреть вверх. Выяснилось, что процент присоединившихся значительно возрастал при достижении экспериментальной группы 5 человек. |
Сравнение | Исследование, основанное на изучении сходств и различий предметов; сопоставление одного предмета с другим | Сопоставление экономических показателей базового года с прошедшим, на основе чего делается вывод об экономических тенденциях |
Методы теоретического уровня
Метод | Определение | Пример |
Формализация | Раскрытие сущности процессов за счет их отображения в знаково-символическом виде | Моделирование полета на основе знаний основных характеристик летательного аппарата |
Аксиоматизация | Применение аксиом для построения теорий | Геометрия Эвклида |
Гипотетико-дедуктивный | Создание системы гипотез и выведение из этого заключений | Открытие планеты Нептун было основано на выдвижении нескольких гипотез. В результате их анализа было сделано заключение, что Уран не является последней планетой солнечной системы. Теоретическое обоснование нахождения новой планеты в определенном месте, подтвердилось затем эмпирическим путем |
Конкретно-научные (специальные) методы
В любой научной дисциплине применяется совокупность определенных методов, относящихся к различным «уровням» методологии. Привязать какой-либо метод к определенной дисциплине довольно сложно. Тем не менее, каждая дисциплина опирается на ряд методов. Приведем некоторые из них.
Биология:
- генеалогический – изучение наследственности, составление родословных;
- исторический – определение взаимосвязи между явлениями, которые имели место на протяжение долгого времени (миллиарды лет);
- биохимический – изучение химических процессов организма и др.
Юриспруденция:
- историко-правовой – получение знаний о юридической практике, законодательстве в разные периоды времени;
- сравнительно-правовой – поиск и изучение сходств и различий между государственно-правовыми институтами стран;
- правосоциологический метод – исследование действительности в области государства и права с применением анкетирования, опросов и т.д.
В медицине выделяют три основные группы методов исследования организма:
- лабораторная диагностика – изучение свойств и состава биологических жидкостей;
- функциональная диагностика – исследование органов по их проявлениям (механическим, электрическим, звуковым);
- структурная диагностика – выявление изменений в строении организма.
Экономика:
- экономический анализ – изучение составных частей изучаемого целого;
- статистико-экономический метод – анализ и обработка статистических показателей;
- социологический метод – анкетирование, опрос, интервьюирование и т.д.
- расчетно-конструктивный, экономическое моделирование и т.д.
Психология:
- метод эксперимента – создание таких обстоятельств, которые провоцируют проявление какого-либо психического явления;
- метод наблюдения – путем организованного восприятия явления объясняют психическое явление;
- биографический метод, сравнительно-генетический метод и т.д.
Анализ данных эмпирического исследования
Эмпирическое исследование направлено на получение эмпирических данных – данных, полученных путем опыта, практики.
Анализ таких данных происходит в несколько этапов:
- Описание данных. На этом этапе описываются обобщенные результаты с помощью показателей и графиков.
- Сравнение. Происходит выявление сходств и различий двух выборок.
- Изучение зависимостей. Установление взаимозависимостей (корреляционный, регрессионный анализ).
- Уменьшение объема. Изучение всех переменных при наличии их в большом количестве, выявление наиболее информативных.
- Группировка.
Итоги любого проведенного исследования – анализ и интерпретация данных – оформляются на бумаге. Спектр таких исследовательских работ достаточно широк: контрольные работы, рефераты, доклады, курсовые работы, тезисы, дипломные работы, диссертации, монографии, учебники и т.д. Лишь после всестороннего изучения и оценки полученных выводов, результаты исследований используются на практике.
Вместо заключения
А. М. Новиков и Д. А. Новикова в книге “Методология научного исследования” в методах теоретического и эмпирического исследования выделяет также методы-операции (способ достижения цели) и методы-действия (решение конкретное задачи). Такая конкретизация не случайна. Более жесткая систематизация научного познания увеличивает его эффективность.
Источник: //NauchnieStati.ru/blog/metody-issledovanija/
Методы исследования в научной работе
В введении курсовой или дипломной работы среди прочих факторов необходимо перечислить методы исследования.
Выбрать подходящие методы, применить их в процессе написания работы и грамотно описать во введении – задача не из лёгких.
Она усложняется ещё и тем, что в каждой сфере исследования: психология, медицина, финансы, педагогика и прочие, применяются свои, узконаправленные методы. Ниже мы раскроем их сущность и назовём их общие и специальные виды.
Что такое методы исследования?
Это первый вопрос, в котором следует разобраться. Итак, методы исследования – это те шаги, которые мы выполняем на пути к цели своей работы. Это способы, которые помогают нам решить поставленные задачи.
По причине их огромного количества существуют разные классификации методов исследования, подразделения на виды, объединения в группы.
Прежде всего, их принято разделять на две категории: универсальные и частные.
Первая категория применима для всех отраслей знания, а вторая отличается более узкой направленностью и охватывает те методы, которые применяются строго в той или иной сфере науки.Следующую классификацию рассмотрим более подробно и выделим их виды: эмпирические, теоретические, количественные и качественные. Далее рассмотрим методы, применимые в конкретных сферах познания: педагогике, психологии, социологии и прочих.
Пример описания методов исследования во введении курсовой или дипломной работы по менеджменту
Эмпирические методы исследования
Этот вид основан на эмпирическом, то есть чувственном восприятии, а также на измерении с помощью приборов. Это важный компонент научных исследований во всех областях знаний от биологии до физики, от психологии до педагогики. Он помогает определять объективные законы, в соответствии с которыми происходят изучаемые явления.
Приведённые ниже эмпирические методы исследования в курсовой работе и прочих студенческих трудах вполне можно назвать основными или универсальными, потому что они актуальны для абсолютно всех областей познания.
- Изучение разнообразных источников информации. Это не что иное, как элементарный сбор информации, то есть этап подготовки к написанию магистерской диссертации или курсовой работы. Сведения, на которые вы будете опираться, можно брать из книг, прессы, нормативно-правовых актов и, наконец, из интернета. При поиске информации следует помнить, что не все находки являются достоверными (особенно в интернете), поэтому при выборке сведений следует отнестись к ним критически и обращать внимание на подтверждение и сходство материалов из разных источников.
- Анализ полученных сведений. Это этап, который идёт следом за сбором информации. Недостаточно просто найти нужный материал, нужно ещё и тщательно проанализировать его, проверить на логичность, достоверность и актуальность.
- Наблюдение. Этот метод представляет собой целенаправленное и внимательное восприятие изучаемого явления с последующем сбором информации. Чтобы наблюдение принесло желаемые плоды, необходимо подготовиться к нему заранее: составить план, набросать факторы, требующие особого внимания, чётко определиться со сроками и объектами наблюдения, подготовить таблицу, которую вы будете заполнять в процессе работы.
- Эксперимент. Если наблюдение – это скорее пассивный метод исследования, то эксперимент характеризуется вашей активной деятельностью. Для проведения опыта или серии опытов вы создаёте определённые условия, в которые помещаете предмет исследования. Далее вы наблюдаете за реакцией предмета и фиксируете результаты опытов в виде таблицы, графика или диаграммы.
- Опрос. Этот метод помогает глубже заглянуть в изучаемую проблему, задавая конкретные вопросы вовлечённым в неё людям. Опрос применяется в трёх вариациях: это интервью, беседа и анкетирование. Первые два вида устные, а последний – письменный. После выполнения опроса нужно чётко сформулировать его результаты в виде текста, диаграммы, таблицы или графика.
Теоретические методы исследования
Методы проведения исследования данного вида отличаются абстрактностью и обобщённостью. Они помогают систематизировать собранный материал для успешного его изучения.
- Анализ. Чтобы лучше понять материал, его необходимо разложить на составные единицы и подробно изучить каждую. Этим и занимается анализ.
- Синтез. Противопоставление анализу, необходимое для объединения разрозненных элементов в единое целое. К этому методу мы прибегаем, чтобы получить общее представление об изучаемом явлении.
- Моделирование. Чтобы подробно изучить предмет исследования, иногда нужно поместить его в специально созданную модель.
- Классификация. Этот метод схож с анализом, только информацию он распределяет на основе сравнения и разделяет на группы, опираясь на общие признаки.
- Дедукция. В лучших традициях Шерлока Холмса этот метод помогает перейти от общего к частному. Этот переход полезен для более глубокого проникновения в сущность изучаемого явления.
- Индукция. Этот метод – противопоставление дедукции, он помогает переходить от единичного случая к изучению цельного явления.
- Аналогия. Принцип её действия заключается в том, что мы находим определённые сходства между несколькими явлениями, а затем выстраиваем логические умозаключения о том, что и другие черты у этих явлений могут совпадать.
- Абстрагирование. Если отвлечься от ярких свойств изучаемого явления, можно выявить те его характеристики, на которые мы доселе не обращали внимания.
Пример описания методов исследования во введении курсовой или дипломной работы по русскому языку
Количественные методы исследования
Эта группа методов помогает анализировать явления и процессы с опорой на количественные показатели.
- Статистические методы нацелены на первоначальный сбор количественных данных и дальнейшее их измерение для исследования масштабных явлений. Полученные количественные характеристики помогают выявить общие закономерности и устранить случайные незначительные отклонения.
- Библиометрические методы позволяют изучить структуру, взаимную связь и динамику развития явлений в документационной и информационной областях. Это и подсчет количества сделанных публикаций, и контент-анализ, и цитат-индекс, т.е. определение объёма цитирования различных источников. На их основе можно отследить обращаемость изучаемых документов, степень их использования в различных сферах познания. Отдельного упоминания заслуживает контент-анализ, поскольку он играет важную роль при изучении большого объёма различных документов. Его суть сводится к подсчёту смысловых единиц, которыми могут стать те или иные авторы, произведения, даты выпуска книг. Результатом исследования с помощью этого метода становятся сведения об информационном интересе населения и общем уровне их информационной культуры.
Пример описания методов исследования во введении курсовой или дипломной работы по литературе
Качественные методы исследования
Методы, объединённые в этой группе, направлены на выявление качественных характеристик изучаемых явлений, чтобы на их основе мы могли раскрыть глубинные механизмы различных процессов в обществе, включая влияние средств массовой информации на сознание отдельного человека или определённые черты восприятия информации различными слоями населения. Основная область применения качественных методов – маркетинговые и социологические исследования.
Рассмотрим важнейшие методы этой группы.
- Глубинное интервью. В отличие от обыкновенного интервью, которое относится к эмпирическому виду, здесь мы говорим о такой беседе, где недостаточно краткого ответа «да» или «нет», но требуются развернутые, аргументированные ответы. Часто глубинное интервью проводится в форме свободной беседы в неформальной обстановке по заранее составленному плану, а его цель заключается в исследовании убеждений, ценностей и мотивации респондентов.
- Экспертное интервью. От глубинного аналога эта беседа отличается тем, что в роли респондента выступает эксперт, компетентный в интересующей сфере. Обладая знанием о специфических сторонах изучаемого явления, он высказывает ценное мнение и существенно способствует научному исследованию. Часто в беседах подобного рода участвуют представители власти, работники вузов, руководители и сотрудники организаций.
- Фокус-групповые дискуссии. Здесь беседа происходит не один на один, а с фокус-группой, состоящей из 10-15 респондентов, которые имеют непосредственное отношение к изучаемому явлению. Во время дискуссии её участники делятся личным мнением, опытом и восприятием предложенной темы, а на основе их высказываний составляется «портрет» социальной группы, к которой относится состав фокус-группы.
Методы педагогического исследования
В педагогике исследования проводятся с помощью как универсальных, так и частных методов, необходимых для изучения конкретных педагогических явлений, а также поиска их взаимосвязи и закономерностей.
Теоретические методы помогают определять проблемы, выдвигать гипотезы и оценивать собранные материалы для исследования, включая монографии по педагогике, историко-педагогические документы, методические пособия и прочие документы, имеющие отношение к педагогике.
Изучая литературу по выбранной теме, мы находим, какие проблемы уже решены, а какие ещё недостаточно освещены.
Помимо теоретических, педагогическое исследование приветствует и эмпирические методы, дополняя их своей спецификой.
Так, наблюдение здесь становится целенаправленным и внимательным восприятием педагогических явлений (чаще всего это обычные или открытые уроки в школах).
Анкетирование и тестирование часто применяется как к учащимся, так и к педагогическому коллективу для познания сущности образовательных процессов.
Среди частных методов, которые относятся сугубо к педагогическим исследованиям, следует назвать изучение результатов деятельности учащихся (контрольных, самостоятельных, творческих и графических работ) и анализ педагогической документации (журналов успеваемости учащихся, их личных дел и медицинских карт).
Пример перечисления методов исследования во введении курсовой или дипломной работы по педагогике
Методы социологического исследования
Социологические исследования основываются на теоретических и эмпирических методах, дополненных спецификацией тематики. Рассмотрим, каким образом они преобразуются в социологии.
- Анализ различных источников для получения максимально точной информации. Здесь изучаются и книги, и рукописи, и видео, и аудио, и статистические данные. Один из видов этого метода – это контент-анализ, который трансформирует качественные факторы изучаемых источников в их количественные характеристики.
- Социологическое наблюдение. С помощью этого метода собираются социологические данные путём непосредственного изучения явления в его нормальных, естественных условиях. В зависимости от цели наблюдения оно может быть контролируемым или неконтролируемым, лабораторным или полевым, включенным или невключенным.
- Анкетирование, которое в данной сфере превращается в социологический опрос. Респондентам предлагается заполнить анкету, на основе которой в дальнейшем исследователь получает массив социальной информации.
- Интервью, то есть устный социологический опрос. В ходе прямой беседы между исследователем и респондентом устанавливаются личные психологические отношения, которые способствуют не только получению ответов на поставленные вопросы, но и изучению эмоциональной реакции респондентов на них.
- Социальный эксперимент – исследование того или иного социального процесса в искусственных условиях. Он проводится для проверки выдвинутой гипотезы и испытания способов управления сопутствующими процессами.
Пример выделения методов исследования во введении курсовой или дипломной работы по социологии
Методы психологического исследования
Методы исследования в психологии – это общенаучные эмпирические и теоретические, а также частные, узконаправленные. Преимущественно исследования здесь опираются на модифицированные наблюдение и эксперимент.
Наблюдение в психологии заключается в изучении психической деятельности путём регистрации интересующих физиологических процессов и актов поведения.
Этот старейший метод наиболее эффективен на первых шагах к изучению проблемы, поскольку помогает предварительно определить важные факторы изучаемых процессов.
Предметом наблюдения в психологии могут стать особенности поведения людей, включая вербальные (содержание, продолжительность, частота речевых актов) и невербальные (экспрессия лица и тела, жесты).
Наблюдение отличается определённой пассивностью исследователя, а это не всегда удобно.Поэтому для более интенсивного и глубокого изучения интересующих психических процессов применяется эксперимент, который в психологическом контексте представляет собой совместную деятельность исследователя и испытуемого (или нескольких испытуемых).
Экспериментатор искусственно создаёт необходимые условия, на фоне которых по его мнению изучаемые явления максимально ярко проявят себя. Если наблюдение – это пассивный метод исследования, то эксперимент – активный, т.к. исследователь активно вмешивается в ход исследования, меняет условия его проведения.
Образец перечисления методов исследования во введении курсовой или дипломной работы по психологии
Итак, мы просмотрели различные методы исследований, достойные не только упоминания в введении дипломной работы или курсовой, но и активного применения на практике.
Источник: //kursach37.com/metody-issledovaniya-v-nauchnoy-rabote/
Методы исследования | Обучонок
Методы исследования – это способы достижения цели исследовательской работы.
Иногда учащиеся используют формулировку методы исследовательской работы или проекта, однако правильнее использовать первый вид записи.
Обоснование методов исследования описывается в разделе Введение в исследовательскую работу учащихся. Часто в этом разделе проводится простое перечисление методов исследовательской работы.
В обосновании методов проведения исследования нужно указать методы исследования, которые использовались в исследовательской работе и желательно пояснить ваш выбор методов исследования, т.е. указать, почему именно эти методы лучше подойдут для достижения цели.
На каждом этапе работы исследователь определяет используемые методы исследования, которые лучше всего подойдут для выполнения поставленных в исследовательской работе задач и достижения желаемой цели в проекте.
Огромное количество методов исследования, применимых в исследовательской работе (проекте), можно объединить на методы эмпирического уровня, экспериментально-теоретического уровня и просто теоретического уровня. Рассмотрим возможные методы исследования в исследовательском проекте школьника.
Виды методов исследования
Методы эмпирического уровня:
- наблюдение;
- интервью;
- анкетирование;
- опрос;
- собеседование;
- тестирование;
- фотографирование;
- счет;
- измерение;
- сравнение.
С помощью этих методов исследовательской работы изучаются конкретные явления или процессы, на основе которых формируются гипотезы, делается анализ и формулируются выводы.
Методы экспериментально-теоретического уровня:
- эксперимент;
- лабораторный опыт;
- анализ;
- моделирование;
- исторический;
- логический;
- синтез;
- индукция;
- дедукция;
- гипотетический.
Эти методы исследования помогают не только собрать факты, но и проверить их, систематизировать, выявить неслучайные зависимости и определить причины и следствия.
Методы теоретического уровня:
- изучение и обобщение;
- абстрагирование;
- идеализация;
- формализация;
- анализ и синтез;
- индукция и дедукция;
- аксиоматика.
Эти методы исследования позволяют производить логическое исследование собранных фактов, вырабатывать понятия и суждения, делать умозаключения и теоретические обобщения.
Основные методы исследования
1. Изучение литературы и других источников информации
Этот метод исследования представляет собой сбор информации по теме исследования (проекта) из книг, журналов, газет, дисков и сети Интернет. Прежде чем приступать к сбору информации, необходимо выделить основные понятия, важные для исследования, и найди их определения.
Учитывайте, что информация может иметь разную степень достоверности, особенно в сети Интернет. В тексте исследовательской работы ставьте ссылки на источники информации.
2. Наблюдение
Этот метод исследования представляет собой целенаправленное восприятие какого-либо явления, в процессе которого исследователь получает информацию. Прежде чем приступать к наблюдению, необходимо составить план.
Ответьте на вопросы: когда, где, сколько по времени и за чем именно будете наблюдать. Результаты наблюдений записывайте. Записи можно делать в форме текста или таблицы.
3. Опрос
Существует 3 основные вида опроса: беседа, интервью, анкетирование.Беседа проводится по заранее намеченному плану с выделением вопросов, требующих выяснения. Она ведется в свободной форме без записи ответов собеседника.
При проведении интервью исследователь придерживается заранее намеченных вопросов, задаваемых в определенной последовательности. Во время интервью ответы записываются.
4. Анкетирование
Это метод исследования представляет собой массовый сбор материала с помощью анкеты. Те, кому адресованы анкеты, дают ответы на вопросы письменно. Анкеты могут быть на бумажном носителе или онлайн.
Готовясь к опросу, четко сформулируйте вопросы, на которые хотите получить ответы, и определите, кому будете их задавать.
Результаты опроса могут быть представлены текстом или в форме диаграмм, показывающих, сколько процентов опрошенных выбрали тот или иной вариант ответа.
5. Эксперимент
Этот метод исследования заключается в проведении серии опытов. Опыт включает в себя создание определенных условий, наблюдение за происходящим и фиксацию результатов.
И условия, и ход эксперимента, и полученные результаты должны быть подробно описаны в исследовательской работе (проекте). Результаты могут быть представлены в форме текста, графиков, диаграмм.
Необходимо помнить, что учебные эксперименты над животными и людьми категорически запрещены!6. Анализ текста
Данный метод исследования представляет собой процесс получения информации через интерпретацию текста.
В тексте можно найти слова с тем или иным значением, слова разных частей речи, повторы, рифмы, средства художественной выразительности, ошибки, несоответствие содержания текста иллюстрациям и т.д. Все это влияет на наше восприятие и понимание текста.
Можно сопоставить текст на иностранном языке и его перевод. Интересно, что текстом ученые считают сегодня не только словесно выраженную информацию, но и графические изображения, и даже музыку.
Примеры записи методов исследования
Пример 1.
Методы исследования: наблюдение, интервью, анализ статистики, изучение СМИ, литературы.
Пример 2.Методы исследования:1. теоретический: теоретический анализ литературных источников, газет;
2. эмпирический: интервью, социологический опрос-анкетирование.
Пример 3.
Методы исследования: теоретический анализ и обобщение научной литературы, периодических изданий об истории города из архивов и фондов музеев, библиотек, экскурсии в окрестностях, где происходили исторические события.
Пример 4.Методы исследования:1. библиографический анализ литературы и материалов сети Internet;2. проведение замеров температуры;3. системный анализ;
4. выделение и синтез главных компонентов.
Пример 5.Методы исследования:- изучение и анализ литературы;- опрос школьников;- проведение замеров массы рюкзака;
– анализ полученных данных.
Пример 6.Методы исследования:1) Для начала мы составим вопросы и проведем анкетирование.
Затем, зная энергетическую ценность пищевых продуктов, подсчитаем количество белков, жиров и углеводов, потребляемых каждым учеником.
2) Результаты проведенного нами анкетирования обработаем при помощи компьютерной программы. Исходя из полученных данных, можно будет пронаблюдать динамику изменения доли риска заболеваний печени и ЖКТ.
В различных отраслях некоторые методы исследования могут иметь свои особые названия:
Пример 7.Методы исследования:1.
Метод фиксации отдельных поведенческих проявлений: наблюдения за контактами животных с записью значками в таблицу.3. Метод фотографирования.4. Анализ полученных данных.
Если Вы желаете разместить ссылку на эту страницу, установите у себя на сайте или форуме один из следующих кодов:
Код ссылки на страницу “Методы исследовательской работы“:
Методы исследования в исследовательской работе
Код ссылки на форум:
[URL=//obuchonok.ru/metody]Методы исследования[/URL]
Источник: //obuchonok.ru/metody