Определение особенностей психических процессов

Основные психические процессы: таблица

Определение особенностей психических процессов

Одними из самых сложных, многообразных в своих проявлениях и наименее изученных в человеческом организме являются психические процессы. Таблица, представленная в данной статье, чётко разделяет явления, происходящие в нашей психике, на три основные группы: по свойствам, состояниям и процессам.

Всё это является отражением действительности, прослеживающейся в динамике, то есть каждое такое явление имеет своё начало, развивается и заканчивается вытекающей из этого реакцией. Психические процессы (таблица наглядно это демонстрирует) чрезвычайно тесно взаимодействуют друг с другом.

Психическая деятельность непрерывно перетекает из одного процесса в другой, когда человек бодрствует.

Психические состояния

Процессы, происходящие в психике человека, могут быть вызваны внешними воздействиями, раздражающими нервную систему, а также рождаться непосредственно во внутренней среде организма, в зависимости от состояния, в котором он находится в этот момент.

Психические процессы таблица подразделяет на три основные группы: познавательные, эмоциональные и волевые. Здесь же подробно классифицированы их составляющие: восприятие и ощущения, память и представление, воображение и мышление относятся к познавательным процессам, а переживания активные и пассивные – к эмоциональным.

Волевые психические процессы таблица раскрывает как способность к решениям, исполнению и волевому усилию.

Рассмотрим внимательно графу, где представлены состояния психики человека. Мотивационные, то есть познавательные психические процессы таблица представляет наиболее широко, вплоть до актуализации потребностей. Причины ясны: именно они могут обеспечить правильную деятельность человека, помогают формировать знания и регулируют поведение.

В едином потоке сознания сливаются разнообразные познавательные психические процессы, таблица которых представлена в статье, поскольку человек – весьма сложный организм, а психическая составляющая является основой для любой жизнедеятельности.

Именно она обеспечивает адекватность в отражении действительности, контролируя все виды занятий человека.

То, что процессы человеческой психики протекают неравномерно, с разной интенсивностью и быстротой, показывают самые первые таблицы по общей психологии. Психические процессы зависят целиком и полностью от состояния личности и внешних воздействий на нее.

Что такое психическое состояние? Грубо говоря, это относительная устойчивость уровня психической деятельности, что проявляется в пониженной или повышенной активности. Состояния человек может испытывать самые разнообразные.

Любой может вспомнить, что иногда физическая и умственная работа казалась лёгкой и протекала продуктивно, а в другие моменты те же самые действия требовали большого труда и всё равно не достигали нужного эффекта.

В зависимости от состояния личности меняется и характеристика психических процессов, таблица четко это показывает.

Природа процессов, происходящих в психике, рефлекторна, они возникают и изменяются в зависимости от физиологических факторов, обстановки, хода работы, даже от словесных воздействий (от похвал и порицаний состояние личности явно приобретает новые качества).

Сравнительная таблица психические познавательные процессы личности раскладывает по пунктам. Она содержит наиболее изученные факторы таких перемен.

Например, уровень внимания может колебаться от сосредоточенности до рассеянности, характеризуя общее психическое состояние, а эмоциональные настроения особенно ярко меняют общий фон всех характеристик – от печали или раздражительности до жизнерадостности и восторженности. Особенно много исследований касается главного творческого состояния личности – вдохновения.

Психические свойства личности – устойчивые образования, высшие регуляторы деятельности, которые определяют уровень состояния в качестве и количестве его компонентов, что наблюдается в поведении и деятельности, типичных для конкретной личности.

Сравнительная таблица психических познавательных процессов каждое постепенно формируемое свойство психики связывает с результатом практической и отражательной деятельности.

Многообразие таких свойств достаточно сложно классифицировать, даже согласуясь с основами всех уже сгруппированных психических процессов.

Однако интеллектуальная, то есть познавательная, волевая и эмоциональная деятельность личности достаточно глубоко изучены и рассмотрены во многих сложных взаимодействиях их синтеза. Таким образом, показывает разнообразные психические процессы таблица.

Свойства, функции и роль этих составляющих в жизни человека будут рассмотрены нами в рамках этого материала. Из познавательных функций, например, стоит отметить наблюдательность и гибкий ум, к волевым относятся настойчивость и решительность, а к эмоциональным – чуткость, страстность.

Свойства и функции психических процессов отличаются, однако все они играют важную роль в нашей повседневной жизни.

Синтез

Свойства психики человеческой личности не существуют по отдельности, они действуют в синтезе, образуя сложнейшие структурные комплексы. Существует классификация проявлений бессознательного по психическим процессам. Таблица таких состояний представлена ниже.

Туда входят следующие процессы, синтезирующиеся друг с другом:

  • Жизненная позиция: потребности, интересы, убеждения, идеалы, активность личности и избирательность.
  • Темперамент – природные свойства личности: уравновешенность, подвижность, тонус, другие поведенческие особенности, всё то, что характеризует динамику поведения.
  • Способности: целая система интеллектуальных, волевых, эмоциональных свойств личности, которые могут определять творческие возможности.
  • Характер – система способов поведения и отношений.

Взаимосвязанные нервно-психические акты в их устойчивой и целенаправленной совокупности имеют определённую схему преобразования деятельности для получения определённого результата.

Это и есть психические процессы, свойственные каждой личности, представляющие основную ценность для изучения. Например, память как психический процесс требует запоминания информации, это её потребность – сознательная и бессознательная.

Здесь входом в процесс будет именно это требование как свойство, а выходом или конечным результатом – оставшаяся в памяти информация.

Психические явления

Наиболее распространённые психические процессы были перечислены выше, но давайте остановимся на этих списках подробнее. У разных авторов они в значительной мере разнятся.

Распространёнными и отмеченными всеми являются внимание, эмоции, память, чувства, ощущения, воля, мышление, восприятие, речь.

В категории психических явлений они доступны любому непосредственному и неквалифицированному наблюдению.

Интересен чаще всего даже не сам наблюдаемый процесс, а его отклонения от нормы, то есть характеристики. Здесь обычно студентам помогает разобраться с классификацией обычная таблица особенностей психических процессов. Детей всех категорий изучают особенно внимательно, но и у них познавательные процессы достаточно легко можно отличить от эмоциональных или волевых.

Особенности личности

Люди бывают наделены абсолютно разными возможностями: один рассеян, а другой внимателен, этот прекрасно запоминает лица, а тот – только мелодии.

Кроме этого, поведение характеризует любое психическое явление и степень уравновешенности: кого-то сюрприз обрадует, кого-то удивит, а некоторых оставит равнодушными. Люди и друг к другу относятся по-разному: одни любят окружающих, а другим человечество кажется отвратительным.

Существуют люди настойчивые, даже упрямые в достижении поставленной цели, а также и такие, которым всё безразлично – они всегда остаются апатичными и вялыми.

Отношение к науке

Отечественная психология все психические явления разделяет на три вида: свойства, состояния и процессы. Различия между ними не так велики и относятся к временным. Процессы обычно проходят быстро, а вот свойства более устойчивы и длительны.

Современные психологи считают, что посредством взаимосвязанности психических процессов образуется, собственно, психика, которую разделить на составляющие можно разве что весьма условно, поскольку нет для этого исследования теоретического обоснования.

Тем не менее достаточно широко выявлены и изучаются не только крупные явления работы психики, но и основные психические процессы, сравнительная таблица для которых существует далеко не в единственном числе.

Но поскольку психология стала наукой, учеными разрабатываются методы её познания, где главным постулатом является интегративный подход к человеческой психике, а все классификации в таблицах – это ценность пропедевтическая и педагогическая. Аналогично происходят процессы в обществе.

Так же, как и в психике отдельной личности, они предельно взаимосвязаны в социуме: дети учатся, родители воспитывают их, работают, спортсмены тренируются, алкоголики пьют, полиция ловит преступников и так далее.

Насколько бы ни казались эти процессы параллельными, рано или поздно все они друг с другом каким-то образом пересекаются.

Человек на протяжении всей своей жизни воспроизводит имеющиеся у него умения, знания, навыки, пытаясь связывать разнообразные формы поведения с имеющимся эмоциональным состоянием.

Таким образом выстраивается актуализация связей между различными психическими процессами, осуществляется переход их из латентной в активную форму. Среди эмоциональных состояний самое яркое – аффект.

Это бурная, стремительно протекающая огромной силы эмоция, которая похожа на взрыв, поэтому сознанию она неподконтрольна и часто бывает патологической.

А вот процесс, концентрирующий сознание на реальном или идеальном объекте, – это внимание. Но оно не является эмоциональным. Особенная способность регулирует и самодетерминирует собственную деятельность. Это воля. Все психические процессы могут быть подчинены ей.

Её основные свойства и функции – точный выбор цели и мотивов, регуляция побуждений к определённым действиям, даже если ощущается недостаток мотивации, организация тех психических процессов, которые способны вписаться в систему адекватно выполняемой деятельности, мобилизация психических и физических возможностей, если требуется преодоление препятствий на пути к поставленной цели.

Познание и интеллект

Инструментами для адекватного отражения и проецирования мира, окружающего человека, служат представление и воображение.

Они теснейшим образом связаны с неспецифическими структурами мозга на корковом уровне и позволяют выстроить динамические характеристики назревающих психических процессов. Это скоростные и количественные показатели тех или других действий и их реализация.

Состояние, в котором находится психика личности, может быть разным, отсюда и высокая вариативность результатов деятельности.

Речь находится в теснейшей связи с мышлением, примерно столь же тесно, как ощущения и восприятие, – одно вытекает из другого. Эти познавательные процессы психики свойственны любой деятельности, так как именно они обеспечивают её эффективность.

С помощью основных познавательных процессов человек может заранее намечать нужные цели, строить планы, наполнять содержанием предстоящую деятельность, прогнозировать результаты и манипулировать ими по мере продвижения работы.

Психические познавательные процессы и их характеристики таблица, представленная в статье, демонстрирует как интеллектуальные.

Выводы

Психологический процесс проще всего объяснить способностью человека вспоминать, думать и предвидеть. Чаще всего это понятие связывается с получением знаний.

Познавательные психические процессы имеют всегда творческий и активный характер, не столько отражающий окружающий мир, сколько его преобразующий. Существуют два способа познания – специфический и неспецифический.

Первый пользуется процессами чувственными и рациональными – это ощущения, восприятие и мышление, в последнем разделяют понятие, суждение и умозаключение.

Универсальные, или неспецифические, процессы психики – это память, воля, воображение, внимание.

Действуют они сквозным методом, обеспечивая связи на всём протяжении действия познавательного процесса, и именно от них зависят все процессы поведенческого плана, находящиеся в синтезе.

Так поддерживается познавательная деятельность и практическая предметная активность личности, которая получает не только индивидуальность, но и своеобразие и уникальность.

Источник: https://FB.ru/article/288685/osnovnyie-psihicheskie-protsessyi-tablitsa

Все про психические процессы

Определение особенностей психических процессов

На протяжении жизни человек решает какие-то задачи, хранит определенные воспоминания, создает новую ячейку общества и постоянно развивается. Каждая личность индивидуальна по-своему, но из чего состоит эта индивидуальность? Ответ на этот вопрос может не только утолить нашу любознательность, но и реально облегчить жизнь.

Мы способны регулировать любой психический процесс, например тренировать внимание или воображение. Однако подобные занятия не смогут обойтись без усилия воли. Именно поэтому намного проще устроить свое существование, основываясь на понимании структуры собственных психических процессов.

К психическим процессам относятся:

  • Познавательные (влияют на познание человеческой деятельности).
  • Эмоциональные (представляют собой отражение отношения личности к собственному «я» и к другим людям).
  • Волевые (намеренное управление своей деятельностью).

Изучение данных явлений приводит к приобретению новых навыков и умений. Основные психические процессы взаимосвязаны, поэтому за одним знанием скрывается другое.

Создание неких групп является условным, ведь у этого нет практических доказательств. Ученые занимаются данным вопросом, но пока результаты не предаются огласке.

Скачайте бесплатно: 5 книг, которые изменят вашу жизнь! ♡

Прежде всего зависимость друг от друга заключается в неспособности существования врознь. К примеру, ощущения невозможны без восприятия, речь – без памяти и т.п.

Эмоции и чувства

Характеристика психических процессов позволяет основательно изучить и понять собственные способности и умения. Однако эмоциональное явление – это нечто абстрактное и не поддающееся логике. Классификация эмоциональных психических процессов имеет всего три пункта.

1. Эмоции. Это возбужденное состояние, которое может передавать какие-то чувства с помощью жестов, мимики и речи. Оно зарождается внутри благодаря конкретным воспоминаниям или ощущениям.

Эмоциональные психические процессы трудно объяснить наукой, ведь чаще всего они выражаются неосознанно. Это то, что волнует человека внутри, но вырывается наружу. Эмоциями можно показать радость, злость, неприязнь и многие другие чувства.

Рекомендуем: Наука жестов — пантомимика

Скачайте бесплатно: 5 книг, которые изменят вашу жизнь! ♡

2. Чувства. Иногда чувства – это неосознаваемые психические процессы, которые являются искренним переживанием какой-то ситуации. Их трудно подделать, ведь они считаются частью души.

Кстати, они бывают внешними и внутренними. Первые показывают, например, реакцию на погодные условия или чьи-то прикосновения, а последние отражают конкретные настроения и душевные порывы. Кстати, иногда чувства путают с ощущениями, а ведь это совсем разные вещи.

3. Аффект. Яркое и обычно очень запоминающееся переживание, которое быстро появляется и так же неожиданно проходит. Обычно на это состояние влияют нестандартные события, застающие человека врасплох. В подобном расположении духа личность может совершать необдуманные поступки, о которых позже будет сожалеть.

Такие виды психических процессов считают очень интенсивными для психики. Обычно состояние аффекта заставляет индивида делать единственный выбор, который ему может быть несвойственен. Чаще всего такая деятельность проявляется в агрессии.

Воля

Данные психические процессы являются самостоятельными, они принимают какие-то свойства и состояния, но выбор делается осознанно. В данном случае индивид сам контролирует свои чувства и поведение, делая выбор, который не всегда ему нравится, но который будет полезен для него или общества.

Скачайте бесплатно: 5 книг, которые изменят вашу жизнь! ♡

Классификация волевых психических процессов включает следующие типы:

1. Борьба мотивов. Это отсутствие одного конкретного выбора, который устроил бы человека. Такое состояние еще называют внутриличностным конфликтом. Оно означает присутствие абсолютно равноправных решений для какой-то ситуации, которая требует единственного ответа.

Конкретно к волевому процессу можно отнести именно осознанное предпочтение, так как логично правильная или нравственная альтернатива является ребенком разума. Стоит отметить, что это развивается с годами, поэтому у детей очень слабая сила воли.

Рекомендуем: Что такое психическое отражение в психологии?

2. Принятие решения. Этот процесс заключается в установлении какой-то определенности. Причем иногда выбор может быть элементарным (съесть котлету или плов, надеть желтую футболку или зеленую), а иногда очень трудным. Хотя даже в простых ситуациях мы часто используем силу воли.

Быстрое и осознанное принятие решений – это привычка успешных людей. В данном случае могут понадобиться не только разум, логика и смысл, но зачастую и те же эмоции с чувствами.

Скачайте бесплатно: 5 книг, которые изменят вашу жизнь! ♡

3. Постановка цели. Это четкое осознание и определение индивидуумом конкретных желаний, осуществления которых он хочет добиться. Подобный подход значительно продвигает личность к реализации мечты, ведь постановка цели является серьезным шагом.

Для большей части людей данный процесс зарождает некую мотивацию, которая очень важна для достижения любых задач. К тому же такое принятие решения предполагает осознанный выбор, который оказывает сильное влияние на психику.

Прогресс и дефекты

Развитие психических процессов происходит с самого рождения, и то, каким оно будет, во многом зависит от родителей. Ученые предполагают, что эти процессы также взаимосвязаны с макрокосмосом, поэтому влияние погодных условий или изменений на других планетах также оставляет свой след.

Все же любой может сам работать над своей психикой, анализируя некоторые слабые стороны и улучшая их вместе с сильными. Это тот же самый выбор, который недостижим без воли.

Однако иногда психические процессы имеют отклонения, которые мешают всей группе явлений. Чаще всего это происходит из-за таких заболеваний, как инсульт, шизофрения, болезнь Альцгеймера и т.п.

В данном случае, конечно, могут помочь лишь советы врачей и специальные медикаменты. Стоит отметить лишь то, что сдаваться нельзя никогда, ведь известны случаи неожиданных выздоровлений даже после самых сильных недугов. Лена Мелисса

Источник: http://www.grc-eka.ru/eto/psixicheskie-processy.html

Определение общепсихологических понятий

Определение особенностей психических процессов

Психология – наука о психике человека и закономерностях ее проявления и развития. Человек – это, с одной стороны, биологическое существо, а с другой – существо общественное. Личность – это тот же человек, но рассматриваемый как общественное существо.

Два основных психических образования

Психология различает психические процессы и психические свойства личности. Психическими процессами называются отдельные формы или виды психической деятельности, охватывающие познавательную, эмоциональную и волевую сферы.

Психическими свойствами личности называются наиболее существенные и устойчивые психические особенности человека, среди которых выделяются три основных блока: направленность личности (потребности, интересы, мотивы), возможности личности (общие и специальные способности) и стиль поведения, обусловленный темпераментом и характером.

Рис. 3.1. Теория социального развития в русле различных подходов и концепций

В психике человека различают сознание как высшую, интегрирующую форму психики (область рационального) и бессознательное – совокупность психических процессов, обусловленных различными воздействиями, во влиянии которых человек не отдает себе отчета (область иррационального).

Таким образом, структура личности охватывает два основных психических образования: психические процессы (познавательные, эмоциональные, волевые) и психические свойства (направленность личности, способности, темперамент и характер), а явления сознательного и бессознательного исчерпывают собой понятие психики.

Психические процессы

Понятие “процесс” подчеркивает динамику психического явления, т. е. психические процессы представляют собой динамическую сторону личности.

При этом каждый из процессов, представленных в сфере сознательного, имеет противоположности в сфере бессознательного.

Например, процесс познания человеком окружающего (внешнего) и собственного (внутреннего) мира может осуществляться преимущественно посредством мышления (рациональная сфера) или интуиции (иррациональная сфера).

Воля, представленная в сознании, имеет антипод в бессознательном в форме иррациональных инстинктов, а эмоции в качестве своей противоположности имеют иррациональные ощущения4 (сенсорику).

Таким образом, каждый психический процесс представлен как в сознательном, так и в бессознательном, каждое из которых, в свою очередь, может преобладать в психической жизни конкретной личности.

Все психические сферы (познавательная, волевая, эмоциональная) взаимосвязаны и образуют единство, однако одни из них могут преобладать, что обусловливает своеобразие психических свойств личности.

Психические свойства являются наиболее устойчивыми психическими особенностями человека, характеризуя статическую сторону личности, относительное постоянство ее проявлений. Различают направленность личности, ее способности, темперамент и характер.

Направленность представляет собой совокупность устойчивых мотивов (побудительных причин поведения), ориентирующих деятельность личности на удовлетворение своих духовных и естественных потребностей.

Темперамент выражает индивидуальные врожденные особенности человека, определяющие интенсивность, темп, скорость, ритм психических процессов и состояний (различают четыре основных типа темперамента: сангвинический, флегматический, холерический и меланхолический).

Способности – это индивидуально-психологические особенности личности, являющиеся условиями успешного осуществления определенной деятельности и формирующиеся в процессе социализации личности на базе природных, врожденных задатков (в этой связи различают три специально человеческих типа: художественный, мыслительный, смешанный).

Характер представляет собой совокупность устойчивых индивидуальных особенностей личности, складывающихся и проявляющихся в познании, общении и деятельности, т. е. является интегративным свойством личности, выражающим ее направленность, стиль поведения и возможности в процессе социализации.

Иными словами, к психическим свойствам личности, ее индивидуально-психологическим особенностям относятся качества познавательной, эмоциональной и волевой сфер, закрепившиеся в характере, темпераменте, способностях и поведении человека.

Таким образом, психические процессы, отображающие познавательную, волевую и эмоциональную сферы психической деятельности, указывают на ее динамику, а психические свойства, отображающиеся в направленности, способностях, темпераменте и характере человека, – на статику личности, поскольку все психические свойства основываются на определенных врожденных качествах и не поддаются сколько-нибудь серьезной коррекции.

Личность – это человек со своими социально обусловленными и индивидуально выраженными качествами: интеллектуальными, эмоциональными, волевыми.

Попытки составить психологические классификации предпринимались постоянно – от древнейших эпох истории человечества до наших дней. Примером дошедшей до нас древнейшей психологической классификации является астрологическая, делившая людей в зависимости от даты рождения на 144 вида и подвида.

Этими проблемами занимались Платон, Аристотель, Гиппократ, Гален и другие мыслители античности. Наиболее известными психологическими классификациями являются конституциональные типологии характера немецкого психиатра Э. Кречмера и английского ученого У. Шелдона, классификация личностей российского психолога А.

Лазурского, акцентуации характера немецкого психиатра К. Леонгарда, типология темперамента российского физиолога И. Павлова, психологические типы швейцарского психолога и философа К. Юнга.

При этом разные авторы основным классификационным признаком считали либо психические сферы, либо одно из психических свойств (способности, темперамент, характер), что не позволяло свести в сколь-нибудь общую классификацию различные типологии.

Поскольку основных психических сфер три – познавательная, эмоциональная и волевая, то и типологии, бравшие за основу этот классификационный признак, были трехчленными, разделявшими людей на три основных типа – мыслительный, эмоциональный и волевой (Платон, Аристотель, Э. Кречмер, У. Шелдон, А.

Лазурский и др.). Исследователи, бравшие за основу одно из психических свойств, создавали классификации четырехчленные (например, темперамента – Гиппократ, Гален, И. Павлов и др.) и многочленные (например, более десяти акцентуаций характера К. Леонгарда).

Эти два основных подхода, естественно, не находили и не могли найти соответствующей взаимной “стыковки”.

Например, если классифицировать психологические типы по психическим свойствам, где различают два вида направленности, три вида общих способностей, четыре типа темперамента, которые вместе имеют собственную представленность в области сознательного и бессознательного, то в наиболее общем виде получается 48 психологических типов. Если же их рассматривать еще и сквозь призму трех психических процессов, то количество классифицируемых человеческих типов должно достигнуть, как у древних астрологов, 144. Такая подробная типология, естественно, затрудняет ее практическое использование.

Для практических исследовательских целей удобнее использовать более “экономичный” подход, суть которого состоит в классификации динамической стороны психики, состоящей из трех психических сфер (познавательной, эмоциональной, волевой), и ее статической стороны, охватывающей основные (врожденные) психические свойства.

К таким неизменяемым, устойчивым свойствам относятся, как полагали древние, основные начала, составляющие содержание человека и определяющие его стабильную сущность, – Дух, Душа, Разум и Тело.

Такая четырехчленная классификация основных психических функций (устойчивых свойств) наиболее последовательно представлена в психологической типологии К. Юнга.

Для психологического подхода к социальной истории, на наш взгляд, представляет интерес аналитическая психология2 К. Юнга, в частности его концепция психологических типов, согласно которой психологическая классификация включает в себя следующие основные параметры: экстраверсию и интроверсию (направленность человека либо на внешний, либо на свой внутренний мир); рационализм (от лат.

rationalis- разумный) и иррационализм (от лат. irrationalis – неразумный); основные психические функции (свойства) – мышление, эмоции (рациональное начало) и ощущение, интуиция (иррациональное начало). Исходя из этого К. Юнг различает четыре основных психологических типа: мыслительный, эмоциональный, сенсорный и интуитивный.

При этом каждый из них может быть интровертированным или экстравертированным.

Page 3

Рассматривая течение человеческой жизни, К. Юнг заметил, что судьба одного человека обусловливается преимущественно объектами его интересов, в то время как судьба другого – прежде всего его внутренней жизнью, его субъектом.

В первом случае объект (окружающая среда) действует на тенденции субъекта как магнит, он притягивает их и в значительной мере обусловливает субъект; объект приобретает большее и в конечном счете решающее значение для субъекта, будто полное подчинение субъекта объекту является абсолютным предопределением и особым смыслом жизни и судьбы. Во втором случае, наоборот, субъект является и остается центром всех интересов. В этом случае все рассматривается под углом зрения собственного понимания, в то время как в первом случае – под углом зрения объективно происходящего [131].

Каждый человек, по убеждению К. Юнга, обладает обоими описанными механизмами как выражением своего природного жизненного ритма.

Ритмическая смена обеих форм психической деятельности должна была бы соответствовать нормальному течению жизни.

Однако сложные внешние условия и внутреннее предрасположение очень часто благоприятствуют одному механизму и препятствуют другому. Отсюда, естественно, один механизм перевешивает другой [131].

Основные психические функции

Констатированием интроверсии и экстраверсии К. Юнг впервые показал возможность различать две обширные группы психологических индивидуумов. Дальнейшее исследование психологии индивидуальных различий позволило ему сделать вывод, что людей можно различать не только по универсальному различию экстраверсии и интроверсии, но и по отдельным основным психическим функциям.

Основными функциями, т. е. функциями, которые существенно дифференцируются от других функций, являются, согласно К. Юнгу, мышление, эмоции, ощущение, интуиция [131].

Психологические типы

В зависимости от преобладания одной из основных психических функций К. Юнг различает такие психологические типы: мыслительный, эмоциональный, сенсорный и интуитивный.

Таким образом, он различает два общих (экстравертированный и интровертированный) и четыре функциональных (по количеству основных функций) типа. Кроме этих психологических типов К.

Юнг называет еще два – рациональный и иррациональный.

К рациональным, или рассудительным, типам К. Юнг относит мыслительный и эмоциональный, поскольку они характеризуются доминированием разумно рассуждающей функции.

Общий признак обоих типов заключается в том, что их жизнь в значительной мере подчинена разумному суждению.

Рассудочность сознательного руководства жизнью обоих типов означает, по мнению ученого, сознательное исключение случайного и несоответствующего разуму.

К иррациональным типам К. Юнг относит сенсорный и интуитивный на том основании, что все их действия основаны не на суждениях разума, а на абсолютной силе восприятия.

Их восприятие направляется только на происходящее, которое не подлежит выбору через суждение. При этом, подчеркивает К.

Юнг, было бы совершенно неправильно понимать эти типы как “неразумные” только потому, что они суждение ставят ниже восприятия [131].

Уточнение понятий

Дифференцирование означает развитие отличий, выделение частей из целого. К. Юнг употребляет понятие “дифференцирование” главным образом к психическим функциям. Дифференцирование состоит в отделении функции от других функций и ее частей друг от друга. Без дифференцирования невозможно направление, только дифференцированная функция проявляет способность к направлению.

Дифференциация функций приводит к проблеме психических отношений между представителями различных типов. Когда объективные положения случайно совпадают, тогда, считает К.

Юнг, получаются некоторые человеческие отношения, но никто не может знать, какое значение имеют эти отношения или как долго они будут продолжаться.

Например, “для рационального типа просто тяжела мысль, что отношения продолжаются до тех пор, пока внешние обстоятельства случайно являются общими. Это кажется ему не совсем достойным человека, в то время как иррациональный тип видит в этом особенно красивую черту человечества.

В результате каждый считает, что с другим невозможно находиться в каких-нибудь отношениях как с человеком, на которого нельзя положиться и с которым никогда нельзя поладить… Человек всегда носит с собой всю свою историю и историю человечества” [18; 131].

Под психологической функцией К. Юнг понимает известные, при различных обстоятельствах принципиально неизменные психические особенности человеческой деятельности. При этом психологические функции рассматриваются им энергетически как проявление психической энергии, которая определяется согласно своей детерминирующей силе, выражаемой в определенных психических действиях [131].

Изложенная психологическая типология К. Юнга может, на наш взгляд, оказаться полезной для понимания исторического процесса в рамках третьего системно-циклического подхода, поскольку социальная история – это история человечества и составляющих его людей.

Источник: https://pidruchniki.com/1064021235924/sotsiologiya/opredelenie_obschepsihologicheskih_ponyatiy

Психические явления и механизмы. Их свойства и классификация | Горизонты

Определение особенностей психических процессов

Следует различать психические явления и механизмы.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ: Под Психическими Явлениями понимают разного рода особенности поведения и психической жизни человека, доступные для непосредственного наблюдения.

В психологию термин «явление» пришел из философии, где он обычно обозначает все чувственно воспринимаемое (т.е. — через ощущения).

Например, молния или дым это явления, потому что мы можем их непосредственно наблюдать, а химические и физические процессы, стоящие за этими явлениями, сами не есть явления, потому что их можно распознать лишь через призму аналитического аппарата.

Так же и в психологии. То, что может быть распознано любым неквалифицированным наблюдателем, например память или характер, относят к психическим явлениям.

Остальное, сокрытое, считается Психическими Механизмами. Например, это может быть особенности работы памяти или механизмы психологической защиты.

Конечно, грань между явлениями и механизмами достаточно зыбкая. Однако термин «психические явления» необходим для обозначения того круга первичной информации, что мы получаем о поведении и психической жизни.

Психические явления можно разделить на объективные и субъективные.

     Объективные психические явления доступны внешнему наблюдателю (например характер или многие психические состояния).

     Субъективныепсихические явления доступны только внутреннему наблюдателю (то есть самому их обладателю — речь идет об интроспекции). К субъективным явлениям можно отнести суждения, идеалы или ценности. Доступ стороннего наблюдателя к этой сфере весьма ограничен.

Разумеется, есть явления, которые можно отнести и к субъективным, и к объективным. Например, это эмоции. С одной стороны, эмоции прекрасно «читаются» сторонними наблюдателями. С другой стороны, только сам обладатель эмоции может прочувствовать ее до конца, и при внешней схожести эмоции могут сильно различаться.

Тем более, что человек, часто прячет свои эмоции под маской этикета .

В классической отечественной психологии психические явления делятся на три класса:

  1. Психические процессы (память, внимание, восприятие и др.),
  2. Психические состояния (усталость, возбужденность, фрустрация, стресс и др.),
  3. Психические свойства (черты характера, темперамент, направленность, ценности и др.).

Ниже каждый класс расшифровывается и сопровождается примерами

Психические процесс

это компонент целостной психической деятельности, имеющий свой предмет отражения и конкретную регуляционную функцию. Память, например, в качестве предмета отражения имеет некоторые сведения, которые необходимо сохранить во времени, а затем воспроизвести. Ее регуляционная функция — обеспечивать влияние прошлого опыта на текущую деятельность.

Психические процессы выступают в качестве первичных регуляторов поведе­ния человека. Они имеют определенное начало, течение и ко­нец, т. е. обладают определенными динамическими характеристиками, к которым прежде всего относят параметры, определяющие длительность и устойчивость психического процесса.

На основе психических процессов формируются опреде­ленные состояния, происходит формирование знаний, умений и навыков.
Для удобства иногда психические процессы делят на познавательные (ощущение, восприятие, мышление, память и воображение) и регуляционные (эмоциональные и волевые).

Первые обеспечивают познание действительности, вторые регулируют поведение. На самом деле у любого психического процесса есть «вход» и «выход», то есть имеется и прием информации и некоторое воздействие. Но в этом и есть суть психических явлений — не всегда они являются тем, чем кажутся.

Вообще из всех явлений психические процессы, пожалуй, наиболее загадочны для понимания. Взять, например, память. Мы точно знаем, когда что-то учим, когда повторяем, когда припоминаем. Мы обладаем способностью «напрягать» память.

Однако в разного рода нейрофизиологических исследованиях так и не было найдено даже следов памяти как самостоятельного и целостного процесса. Оказывается, функции памяти сильно размыты по всей высшей нервной деятельности.

Другой характерный пример — эмоции. Каждый человек переживал эмоции, но большинство затрудняется с определением для этого психического явления. В психологии эмоция обычно трактуется как довольно кратковременное субъективное отношение, реакция человека на то или иное событие, явление, объект.

На эту эмоцию, в частности, накладывает отпечаток ценности, характер и иные свойства личности. Не очень квалифицированные наблюдатели обычно склонны судить об эмоции либо как о волнении-причине последующего поведения, либо как о волнении-реакции на событие.

В любом случае эмоция рассматривается как нечто весьма цельное, потому что она нам кажется такой: цельной, неделимой. На самом деле эмоция — психический процесс с довольно сложным механизмом. Самое прямое воздействие на эмоцию оказывают инстинкты человека — врожденные склонности действовать так, а не иначе.

За смехом, печалью, удивлением, радостью — всюду стоят инстинкты. Помимо этого в любой эмоции можно найти борьбу — столкновение разных инстинктивных тенденций между собой, а также с ценностной сферой личности, его жизненным опытом. Если такой борьбы нет, то эмоция быстро затухает: переходит в действие или просто исчезает.

И, действительно, в эмоции просматривается не только мотивация к какому-то действию (или бездействию), но и результат действия (бездействия). Если человек успешно совершил действие — его поведение подкрепляется, почти в буквальном смысле «цементируется», — с тем, чтобы в дальнейшем он продолжал действовать в том же духе.

Субъективно это воспринимается как удовольствие. Важно понимать, что нам не дается «конфетка» — «цементирование» нашего поведения мы воспринимаем как «конфетку».

Психическое состояние

это временное своеобразие психической деятельности, определяемое ее содержанием и отношением человека к этому содержанию. Как минимум, на протяжении суток мы бываем в двух разных психических состояниях сознания: сна и бодрствования. Первое состояние отличается от второго довольно сильно суженным спектром приема, поскольку органы чувств находятся в дремлющем режиме.

Нельзя говорить, что в состоянии сна человек полностью бессознателен или совсем лишен ощущений. Во сне нам даны ощущения, но они сильно приторможены. Тем не менее сильный звук или яркий свет нас легко будит.
Один из самых важных параметров психического состояния — общий функциональный уровень психической активности. На этот уровень влияет много факторов.

Например, это может быть условия и продолжительность деятельности, уровень мотивации, здоровье, физическая крепость и даже черты характера. Трудолюбивый человек способен значительно дольше сохранять высокий уровень активности.
Психические состояния могут быть кратковременными, ситуативными и устойчивыми, личностными.

Все психические состояния можно подразделить на четыре категории:

  1. мотивационные (желания, стремления, интересы, влечения, страсти);
  2. эмоциональные (эмоциональный тон ощущений, эмоциональный отклик на явления действительности, настроение, стресс, аффект, фрустрация);
  3. волевые (инициативности, целеустремленности, решительности, настойчивости);
  4. состояния разных уровней организованности сознания (они проявляются в различных уровнях внимательности).

Сложность в наблюдении и понимании психических состояний заключается в том, что одно психическое состояние может рассматриваться как наложение нескольких состояний (например усталость и возбуждение, стресс и раздражительность).

Если считать, что человек в одно и то же время может переживать лишь одно психическое состояние, то тогда следует признать, что многие психические состояния даже не имеют своего названия. В некоторых случаях можно дать такие обозначения, как «раздражительная усталость» или «веселая настойчивость».

Однако нельзя сказать «целеустремленная усталость» или «веселый стресс». Методологически корректным будет судить не о том, что одно состояние распадается на несколько других состояний, а о том, что одно большое состояние имеет такие-то параметры.

Психическое свойство личности — это такое ее проявление (черта характера), которые позволяет дифференцировать поведение одного человека от поведения другого на длительном промежутке времени.

Если мы говорим, что такой-то человек любит истину, то считаем тем самым, что он очень редко обманывает, в самых разных ситуациях он пробует докопаться до правды. Если говорим, что человек любит свободу — предполагаем, что он очень не любит ограничения своих прав. И так далее.

Основная суть психических свойств как явлений состоит в их дифференцирующей силе. Нет смысла выдвигать такого рода психические свойства как «обладающий памятью» или «похожий на ручеек».
Следует заметить, что список психических явлений не ограничивается процессами, состояниями и свойствами. Есть, как минимум, еще социальные отношения в обществе или межличностные отношения в группе — тоже психическое явление, но не сводимое к свойствам или другим явлениям.

См. подробнее:

Маклаков А. Общая психология. Электронная библиотека, В чем состоит сущность психических состояний? 

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.