Поведение животных

Поведение животных в окружающей среде

Поведение животных

В процессе многих тысячелетий в природе у животных появилось такое ценное качество как приспособляемость к условиям жизни и окружающей среде.

В связи с чем многие из них изменили строение тела, сделали его более рациональным, поменяли окраску на покровительственную, приобрели навыки и средства защиты и нападения, такие как сильные ноги, рога, копыта, когти, зубы, ядовитые железы и многие другие.

Однако все эти средства не всегда спасали животных, их надо было еще правильно применить.

Для того, чтобы выжить в борьбе с силами природы и многочисленными врагами, найти пищу, оставить потомство и продлить жизнь своего вида, животное должно уметь вести себя соответственно обстановке, своим потребностям и возможностям.

Стоит понаблюдать за тем, как приспособились животные к жизни в самых различных условиях, как они добывают себе пищу, как реагируют на различные изменения погоды, ведут себя при размножении, воспитании и защите потомства и отражают атаки врагов, как ведут себя в семье, группе, стае, стаде и при многих других жизненных ситуациях, чтобы убедиться, что поведение животных целесообразно.

В зависимости от условий жизни одни и те же животные ведут себя по-разному. В лесу, например, где их на каждом шагу подстерегает опасность и окружают враги, они осторожны, пугливы и чуть что — сейчас же спасаются бегством.

В домашней обстановке, выращенные людьми, животные становятся смелыми, доверчивыми и сами идут к человеку. Таковы прирученные зайцы, белки, волки, медведи, львы, сороки, вороны, скворцы, попугаи и многие другие птицы и звери.

Таким образом, под поведением животных нужно понимать связь, соотношение организма с окружающей средой, конкретными условиями существования. Иначе говоря, поведение животного — это его «внешняя деятельность», определяющая все реакции организма на те или иные условия жизни, внешней среды, а также возникающие в ответ на различные внутренние состояния.

В основе поведения животного, приспосабливающегося к постоянно меняющимся условиям существования, лежит, прежде всего, состояние и деятельность нервной и гуморальной систем.

Нервная система высших позвоночных животных

Нервная система достигла наиболее высокого, совершенного развития у высших позвоночных животных.

У них она подразделяется на центральную, включающую головной и спинной мозг, периферическую, представленную черепно-мозговыми и спинномозговыми нервами, соединяющими мозг с различными органами и участками тела, и вегетативную, регулирующую деятельность внутренних органов. Все эти отделы тесно связаны и взаимодействуют друг с другом.

Главный отдел центральной нервной системы — головной мозг.

При сравнении мозга ящерицы, акулы, человека и кролика, можно видеть, что с усложнением организации животных ведущее значение приобретает кора больших полушарий головного мозга, управляющая всеми действиями, поведением и связью организма животного с внешней средой. У рыб она не развита, у земноводных, пресмыкающихся и птиц — представлена в виде тонкого слоя нервных клеток: Значительно более развита кора больших полушарий у млекопитающих.

В обеспечении согласованности функций всех частей организма и различных отделов нервной системы большое значение имеет и гуморальная система.

Гуморальная регуляция (от слова гумор — жидкость) осуществляется через тканевую жидкость, кровь и лимфу, в которых содержатся продукты тканевого обмена, белки, минеральные вещества, жиры, углеводы, витамины, ферменты, а также специальные вещества — гормоны, вырабатываемые железами внутренней секреции (эндокринными органами).

Из желез внутренней секреции у позвоночных животных наиболее важную роль выполняют гипофиз, щитовидная и паращитовидная железы, поджелудочная железа, надпочечники и половые железы. Ряд гормонов вырабатывается также в желудке, двенадцатиперстной кишке и в почках.

Установлено, что все биологические активаторы — гормоны, витамины, ферменты, иммунные тела и даже токсины — находятся в органах и тканях организма в виде комплексных биохимических соединений с белками и частично с углеводами и липидами.

В процессе жизнедеятельности организма эти комплексы то распадаются, то вновь возникают, обусловливая появление или исчезновение определенных свойств и физиологических функций органов и систем. А так как они играют значительную роль и в передаче нервного возбуждения, то становится понятным их значение для возникновения тех или иных поведенческих реакций животных.

Рецепторы животных

В любой части организма имеются окончания чувствительных нервов. Их называют рецепторами (от латинского слова реципере — получать, принимать). Различают экстерорецепторы, которые воспринимают только раздражения из внешней среды, и интерорецепторы — из внутренней среды. И те, и другие чрезвычайно тонко воспринимают различные изменения организма и передают информацию об этом в мозг.

Раздражение окончаний чувствительных нервов при воздействии тепла, холода, давления, света, звука, химических веществ и других раздражителей вызывает появление в них нервных импульсов, возбуждения, в результате чего по нервным волокнам в мозг идет соответствующая информация.

Раньше считали, что эти импульсы имеют электрическую природу и сравнивали их с электрическим током, идущим по медной проволоке. Позже установили, что это не так. Возникающее возбуждение действительно сопровождается электрическими явлениями, но передается не с такой скоростью, как электрический ток.

У различных животных скорость передачи нервного возбуждения колеблется от 7,5 до 90 и даже 120 метров в секунду. Скорость же движения электрического тока достигает 160000 километров в секунду. Уже это говорит о том, что нервный импульс нельзя сравнивать с электрическим током, так как он является комплексом сложнейших электрохимических процессов.

Непрерывные потоки информации, идущей в мозг от рецепторов, поистине неисчислимы. Ученые утверждают, что мозг человека ежесуточно перерабатывает триллионы единиц различной информации.

И это неудивительно, если мы вспомним, что в коре головного мозга людей имеется до 14 миллиардов нервных клеток, связанных между собой множеством отростков.

К тому же, даже самый короткий отросток нервной клетки имеет несколько тысяч контактов со своими «коллегами».

Разумеется, у животных, не обладающих способностью к словесному, понятийному мышлению, речи, число таких единиц информации, поступающих к клеткам мозга, значительно меньше, но и оно составляет довольно внушительные цифры.

Нервная система развивалась и совершенствовалась вместе с развитием и усложнением строения организма животных. У простейших организмов, например амебы или инфузории, нет нервной системы: она возникла на более поздних ступенях развития животного мира. У насекомых же она представлена особыми узлами, ганглиями, с отходящими от них нервами, и обеспечивает довольно сложное поведение животных.

Нервная система, как в прочем и инстинкты животных развивались одновременно с развитием способности организма к передвижению.

Чем больше двигается животное, тем большее количество раздражителей из внешней среды оно воспринимает и тем более четко должно отвечать на них.

При передвижении животного головной мозг его первым сталкивается с предметами и явлениями внешнего мира. Поэтому в нем и развивались различные специализированные нервные клетки и их окончания.

В дальнейшем, в процессе эволюционного развития, у высших животных чувствительные нервные окончания дифференцировались и объединились в сложные специализированные комплексы. Так образовались органы зрения, слуха, обоняния и другие органы чувств, а также важные нервные центры, помогающие организму в установлении связи с окружающим миром.

Органы чувств животных

Необходимо также обратить внимание, на то, что принятое в обиходе понятие об органах чувств: глаз — орган зрения, ухо — орган слуха, нос — орган обоняния и т. д. — одностороннее и неполное.

В действительности эти органы являются лишь составной частью более сложных систем — анализаторов, обеспечивающих постоянную связь организма с внешней средой и способствующих приспособлению его внешним воздействиям.

Каждый из трех анализаторов состоит из: периферического или рецепторного, отдела (глаза, уши, нос  и т. д.), проводниковой части или нервных путей (по ним информация идет к мозгу, а от него — команда к исполнительным органам), и центрального, или мозгового, отдела, включая и высшие центры — группы нейронов в коре головного мозга.

Следовательно, такие органы чувств как слух, зрение, вкус, обоняние и другие — это всего лишь воспринимающая часть анализаторов. Специальные, рецепторные образования имеются и во внутренних органах, тканях, суставах, сосудах, мышцах. Все они выполняют строго специализированную работу благодаря способности к восприятию определенных видов раздражения.

Однако анализ действующих на организм внешних и внутренних раздражителей лишь начинается в органах чувств, на периферии анализаторов, завершается же он в коре головного мозга центральной нервной системе, где и происходит дифференцированный анализ этих раздражителей.

Если из строя выходит хотя бы один отдел анализатора, функции его нарушаются. Глаза у лошади, например, по виду и в действительности могут быть совершенно нормальными, а она не видит. Причиной слепоты может быть повреждение зрительного нерва или изменения в затылочной области коры головного мозга, где находится зрительный центр.

Большую опасность представляет и потеря способности воспринимать те или иные раздражения, что бывает, когда выходят из строя периферические отделы анализаторов с их рецепторными приборами. В таких случаях у животного нарушается связь с окружающей средой, а это ставит под угрозу само существование его.

В лаборатории И. П. Павлова путем операций у собак одновременно выключали обоняние, слух и зрение. Лишенные притока информации из внешней среды поведение животных — собак изменилось, они спали по 23,5 часа в сутки. Следовательно, для нормальной работы анализатора необходимы целостность и единство всех трех его отделов.

Органы чувств воспринимают бесчисленное количество сигналов, идущих из внешней и внутренней среды организма, и передают информацию о них в центральную нервную систему. Это помогает животному разобраться в различных воздействиях на его организм и ответить на них той или иной поведенческой реакцией.

Внешне это выражается в проявлении соответствующих инстинктов животных — врожденных рефлексов или выработавшихся в процессе жизни под влиянием приобретенного опыта условных рефлексов, а иногда и в более сложных нервнопсихических реакциях.

Поведение животных изучают науки зоопсихология, физиология высшей нервной деятельности и этология (от греческого слова этос — поведение).

Познакомить вас с различными органами чувств и соответствующими анализаторами в целом, значением их в жизнедеятельности и поведении различных групп животных, в приспособлении животных к условиям существования и является моей целью.

Я также приведу сведения об использовании знаний о чувствах и поведении животных для практической деятельности человека (в охоте, рыболовстве и по охране природы). Все эти сведения я использовала из материалов по зоологии, физиологии, этологии, сельскохозяйственной и лесной энтомологии, медицине и ветеринарии, опубликованные в отечественной и зарубежной литературе.

Я надеюсь, что приведенные сведения представят интерес и будут полезны для самого широкого круга моих читателей — специалистов и работников лесного и сельского хозяйства, охотоведов, учителей-биологов, врачей, студентов вузов и техникумов, школьников, охотников и рыболовов, для всех любителей природы.

Насколько это удалось мне — скажут сами читатели, замечания и пожелания которых будут приняты с искренней признательностью.

Источник: https://bytrina11.ru/mir-zhivotnyih/povedenie-zhivotnyih-v-okruzhayushhey-srede.html

Социальное поведение животных

Поведение животных

    Социальное поведение животных и человека определяется существующими в природе и обществе закономерностями, характерными для группового образа жизни.

    Под социальным поведением подразумевается такое взаимодействие между животными одного вида, в результате которого отдельная особь получает преимущество для выживания, не имеющего место при её одиночном существовании.

    Социальное поведение животных состоит из врождённых, передающихся с помощью наследственных механизмов, и приобретённых при жизни форм поведения. Базой для любого приобретённого поведения служат врождённые действия и реакции. Говоря о приобретённом поведении, подразумевается итоговый результат.

У взрослого человека всё социальное поведение является приобретённым.    В качестве примера можно рассмотреть процесс охоты у львов. Львица, преследуя добычу, старается схватить её за шею – это передающийся наследственный навык. Сбивая жертву, она оказывается сверху, миминизируя для себя риск травмирования.

Но охотятся львы группой, и это приобретённая форма поведения, передающаяся от поколения к поколению. Пользуясь плохим зрением парнокопытных ночью, они окружают и подкрадываются к стаду с разных сторон, постепенно сокращая дистанцию, а затем набрасываются на заранее выбранную жертву.

    У насекомых, ведущих групповой образ жизни, социальное поведение в группе определяется врождёнными программами. Взаимодействие, добывание пищи, защита семейства и построение жилища (иногда очень сложной и строгой геометрической формы) – всё это осуществляется посредством инстинктов.

    «Обоняние, по-видимому, единственный способ получения информации муравьями из внешнего мира. Даже за умершим муравьем они продолжают ухаживать, как за живым заболевшим. Поскольку зрение у муравьев фрагментированное, их не смущает неподвижность и скрюченный вид погибших сородичей.

Только через 2–3 дня, когда умерший муравей начинает выделять специальные феромоны его относят на кладбище. Если на живого муравья нанести «феромон смерти», то его тоже, несмотря на отчаянное сопротивление, выбросят за пределы муравейника.

Конечно, будучи живым, он поползет назад, но его опять удалят, и так будет продолжаться до тех пор, пока прошедший дождь не смоет с бедняги мизерные остатки подобного клейма» (1).

    У млекопитающих отношения характеризуются большей долей приобретённых навыков, передающихся от поколения к поколению, соответствующих определённому способу добывания пищи на определённой территории. Выжить в конкурентной борьбе и сохраниться в том виде, в котором они существуют сегодня, они смогли лишь благодаря своему групповому укладу жизни.

Социальное поведение в группе

    Потребность в принадлежности.    У насекомых, ведущих «социальный» образ жизни, потребность в группе определена инстинктами. Вот что об этом пишут болгарские биологи Николай Йовчев и Константин Старчев: «Многие инстинкты пчёл проявляются только в коллективе.

Оборонительный инстинкт может проявиться только в том случае, если вместе находится не менее 10 пчёл; яйцеклад развивается у завершившей стадийное развитие пчелы только тогда, когда она находится в группе из 20 или более пчёл, а для создания тепла в улье необходимо, чтобы в нём находилось не менее 30 пчёл – в противном случае рефлексы утепления жилищ не проявляются» (2, стр.

179).

    Существует потребность в группе и у более высокоразвитых социальных животных. Конрад Лоренц отмечал по этому поводу: «Ещё более несчастны в своём заточении обезьяны, особенно крупные, человекообразные. Это единственные животные, способные получить серьёзные телесные заболевания на почве психических страданий.

Человекообразные обезьяны в буквальном смысле слова могут умереть от скуки, особенно если их держать в одиночестве в очень тесной клетке» (3).

    Передача накопленного опыта.    Передача опыта от поколения к поколению является, пожалуй, одной из главных особенностей группового уклада жизни. Например, мальки пескаря, недавно появившиеся на свет, запаха щуки не боятся. Только со временем, благодаря родителям, начинают понимать, что несёт с собой этот запах.

    Биолог Игорь Акимушкин в книге «Проблемы этологии» рассказывает: «Если затянуть пипеткой немного воды из бака, где плавает щука, и капнуть в аквариум с пескарями, это произведет эффект разорвавшейся бомбы. Пескари опустятся на дно и замрут.

Их странная реакция вполне объяснима: ведь щука бросается в погоню за тем, что движется и блестит, но мало обращает внимания на неподвижные предметы» (4, Торибоны – феромоны страха и тревоги).

    Замечательный отечественный зоолог Леонид Павлович Сабанеев описывал поведение волков в стаях с нарушенной иерархией: «Звери наносят друг другу тяжелые травмы в стаях с нарушенной структурой, где матерые выбиты охотниками, а переярки (*полуторагодовалые молодые волки), не набравшиеся ума-разума, долго и кроваво выясняют, кто главнее» (6).

    Между врождённым и приобретённым социальным поведением животных очень тесная связь. Если в раннем детстве будут нарушены отношения детёныша с матерью (формирующиеся благодаря наследственным механизмам), то впоследствии он не сможет получить и необходимые приобретаемые навыки.

    Физиолог Борис Фёдорович Сергеев в книге «Занимательная физиология» пишет: «Если ягнёнок в раннем детстве остался сиротой, то, возмужав, он не сможет присоединиться к стаду, окажется не в состоянии подчиниться его законам. Не будет вступать в контакты с себе подобными и никогда не обзаведётся семьёй. Австралийские овцеводы хорошо знают об этой особенности и осиротевших ягнят безжалостно убивают» (5).

Иерархия в группе

    Иерархия – это порядок подчинённости и, как следствие, соответствующие ему правила. Некоторые типовые формы поведения со временем приобретают характер общепринятых ритуалов.

    Иерархия в группе: доминирование.

    Доминант может быть самцом либо самкой, постоянным или временным, явным либо скрытым. Он может придерживаться жёстких принципов иерархии или более мягких, но доминирующая особь в группе, как правило, существует. Иногда функции доминанта могут выполнять несколько животных. Сама организация в принципе предполагает наличие доминирующей особи, наличие власти.

    Самец шимпанзе демонстративно зевает, обнажая клыки, чтобы показать власть перед более старым самцом (слева). Животные низшего ранга (самка с детенышем справа) и подросток внимательно наблюдают за поведением лидера.
Фото refdag.nl. Источник: энциклопедия животных.

    Например, павианы, обитающие в саваннах на открытых пространствах, живут большими стадами с жёсткой иерархией. Образ жизни предполагает строгую дисциплину между особями и безоговорочную власть вожака стада. Биолог Э. П.

Фридман в книге «Занимательная приматология» описывает отношения между особями в стаде павианов следующим образом:    «Вожак павианов поддерживает дисциплину в стаде не одними уговорами – может ударить и довольно чувствительно укусить, а то и загрызть до смерти – у него очень сильные клыки. Но до крайности обычно дело не доходит.

Иной раз достаточно грозного взгляда хозяина, и самка или другой нарушитель порядка утихомиривается. Бывает, что приходится и более выразительно припугнуть: самец бьет о землю рукой.

Провинившийся, осознав проступок, с извиняющимся визгом подставляет зад, на что вожак отвечает поощрительным шлепком или дотрагиванием рукой, а иногда в знак полного поощрения и взберётся на виноватого.

Что любопытно, другие члены стада примерно такими же средствами устрашения усердно поддерживают групповую иерархию и верховную власть вожака» (7, глава 3).    Новый член группы должен стать «своим», то есть принять правила поведения в группе. Не замечать направленные в твой адрес жесты доминирующей особи – равносильно поведению, при котором бросается вызов всему сообществу.

    Иерархия в группе: конкуренция.

    Социальные отношения у кур представляют собой довольно жёсткую форму иерархии. Положение гребешка и то, как курочка держит голову, позволяют определить её ранг в группе. Всего принято выделять семь рангов.    «Курица номер один ходит по двору как царица. Голову держит высоко. Ноги ставит прямо, с достоинством. А другие куры изъявляют ей покорность. Когда она пожелает их клюнуть, без сопротивления приседают и опускают крылья. Сразу видно: подчиняются. А переведите курицу номер один в другой двор, так она там может оказаться и номером два, и номером пять и еще похуже. И сразу гордая осанка сменится на подобострастную» (4, Ранги у животных).    Курочка второго ранга может клевать всех остальных, кроме курочки первого ранга. Самое тяжёлое положение у курочек седьмого ранга. Нередко на фермах по разведению кур, куриных мегаполисах, они остаются с одним глазом, а то и без.    У высших животных порядок подчинённости не такой простой и откровенный как у курочек, но конкуренция в группе есть у всех животных, ведущих групповой образ жизни. Есть она и у человека.    «Как безошибочно, – пишет о восприятии одним человеком другого в книге «Я и МЫ» врач и психолог Владимир Леви, – нечто в нас фиксирует малейшие нюансы заискивания, раздражения, пренебрежения, зависти, вожделения. Как трудно и рискованно выводить это в плоскость рассудочного анализа: море нюансов, а истина в оттенке…    Властные жесты и интонации, уверенность, активность, агрессивные проявления… все решают какие-то доли секунды, за которые происходит грубый замер относительных эмоциональных величин… Моментально оценивается степень агрессивности – трусости, уверенности, неуверенности – и у противника и у себя… Осознавать не успевают. На этом зиждется психология поединка» (8, стр. 219, 237).

Сотрудничество и взаимопомощь

    Внутривидовая конкуренция, в основе которой лежит борьба за существование, смягчается внутригрупповой взаимопомощью, определяющейся потребностью особи в группе.

    Социальное поведение в группе. Стая собакоголовых обезьян (павианов) прогоняет гепарда со своей территории.
Автор фото Marius Coetzee. Источник: персональный сайт фотомастера.

    Взаимопомощь в добывании пищи.    Результатами совместной охоты часто пользуются все члены группы, даже не принимавшие в ней активного участия. «Самцы шимпанзе довольно щедро делятся добычей.

Счастливчик с тушкой, окруженный попрошайками группы (обычно это обособленный «круг лиц», в основном самцы-друзья), отрывает кусочки еще теплого мяса и одаривает тех, кому на охоте ничего не досталось.

Неожиданно для исследователей, большие порции мяса получали старые самцы, а также самки в период полового набухания и близкие родственники» (7, глава 3).    Защита общей территории.

    Американский зоолог Дайан Фосси, которая в течение 18 лет изучала поведение горных горилл в дикой природе, в книге «Гориллы в тумане» писала о взаимной поддержке самцов во время их территориального столкновения с другой группой:    «Место их встречи было залито кровью, и повсюду виднелись клочья шерсти серебристоспинных самцов, лужи жидких экскрементов и множество поломанных веток. Следуя за убегавшей группой, я вышла на нее и с ужасом обнаружила, что у Бетховена (вожака группы) где-то возле локтя торчала правая плечевая кость, окруженная обнаженными связками и соединительной тканью. Икар, которому в то время было четырнадцать лет, помогал отцу в ожесточенной схватке, поскольку я насчитала у него восемь ран от укусов на руках и голове» (9).

Межгрупповая конкуренция

    Межгрупповая конкуренция затрагивает социальные отношения у животных и человека в системе свой – чужой.    Английский натуралист Джеральд Даррелл описал любопытный случай групповых отношений между дрилами и гвенонами (обезьяны семейства мартышковых):    «Однажды, когда один из хамелеонов издох, я принес его к обезьянам.

Те почтительно окружили меня и стали с большим интересом разглядывать дохлого хамелеона. Набравшись смелости, старший из дрилов слегка коснулся лапой хамелеона, отдернул ее и стал быстро вытирать о землю. Гвеноны так и не решились подойти поближе к трупу хамелеона.

Дрилы же постепенно расхрабрились, схватили хамелеона и стали пугать им гвенонов, которые разбежались с пронзительными криками. Пришлось прекратить эту игру, так как дрилы начали вести себя неприлично, а гвеноны были уже основательно запуганы и жалобными стонами выражали обиды».

    Наиболее наглядно межгрупповая конкуренция проявляется в защите собственной территории.

«Даже самая слабая и потому стоящая в иерархии ниже всех собака, буквально ползающая на брюхе перед своими псами, даже она вдруг преображается, когда требуется защищать собственную территорию от вражеского вторжения: злобно и смело кидается на чужих собак» (4, Чем отличается территория от ареала).

Защищая свою территорию, особь, возможно, переходит в особое врождённое состояние агрессивности (смелости, ярости), которое придаёт ей дополнительную силу.

    Это большая тема. Помимо затронутых выше общих моментов, в природе имеет место и саморегуляция численности популяции в условиях ограниченных ресурсов, и целый ряд смежных сторонних направлений. Попытка перенести закономерности социального поведения животных на человека в практической психологии была предпринята в середине прошлого века представителями необихевиоризма, но эту тему мы разберём в следующей статье.

    Литература:

    1. И. М. Кветной. Вездесущие гормоны, глава «Феромоны – гормоны общения».    2. Н. Йовчев, К. Старчев. Удивительное поведение животных. М. Изд. «Лесная промышленность». 1978.    3. Конрад Лоренц. Кольцо царя Соломона.    4. Игорь Акимушкин. Проблемы этологии.    5. Б. Ф. Сергеев. Занимательная физиология, глава «Опоздание смерти подобно».    6. Л. П. Сабанеев. Охотничьи звери. М. «Физкультура и спорт», 1988.    7. Э. П. Фридман. Занимательная приматология. М. Знание, 1985.    8. В. Л. Леви. Я и МЫ. М. Молодая гвардия, 1973.    9. Дайан Фосси. Гориллы в тумане.

Источник: http://psy-nets.ru/social_behavior.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.