Рефлекс — основа нервной деятельности

Высшая нервная деятельность. Рефлекс – основа нервной деятельности. Сон и сновидения. Особенности высшей нервной деятельности человека. Типы нервной деятельности

Рефлекс — основа нервной деятельности

1 – А; 2 – Б; 3 – В; 4 – Б; 5 – А; 6 – В; 7 – Б; 8 – В; 9 – А; 10 – Б; 11 – В; 12 – Б; 13 – А; 14 – Б; 15 – В; 16 – А; 17 – Б; 18 – В; 19 – Б; 20 – В.

Вариант 2

1. Врожденными, постоянные, внешние. 2. Зрачков, слюноотделение, инстинкты. 3. Условными, индивидуальными, определенные. 4. Приобретенного, динамический, навыков. 5. Условное, безусловное, ориентировочного. 6. Головного, И. М. Сеченову, И. П. Павлов. 7.

Сном, охранительным, нервной. 8. Быстрого, медленного, покоя (расслабления). 9. Летаргию, сомнамбулизм, гипноз. 10. Сознание, речь, трудовой. 11. Ощущений, восприятие, представлений. 12. Воспроизведения, логическая, слуховая. 13. Мышление, информацию, памяти. 14.

Темперамента, сангвиники, меланхолики.

Вариант 3

1. Безусловные рефлексы – это врожденные реакции организма на определенные раздражители, передаются по наследству и сохраняются в течение жизни; обеспечивают биологическую целостность организма.

2.

 Инстинкты – это более сложные формы врожденного поведения, цепь последовательных реакций, обеспечивающих адаптацию к окружающей среде, например способность новорожденных плавать без предварительного обучения.

3. Условные рефлексы приобретаются в течение жизни, являются индивидуальными для каждого человека. Возникают при длительном сочетании воздействия условного и безусловного раздражителя.

4. Обеспечивают индивидуальное приспособительное поведение, являются основой формирования умений и навыков.

5. Динамический стереотип – это особая система условнорефлекторных связей в головном мозге, лежащая в основе обучения большинства двигательных навыков, которые затем становятся автоматическими, например письмо, игра на рояле, катание на велосипеде, плавание.

6. Условное торможение наступает при прекращении подкрепления условного рефлекса безусловным раздражителем, а безусловное торможение возникает при появлении нового сильного безусловного рефлекса, например, оборонительного или ориентировочного.

7. Рассудочная деятельность – сложная форма приобретенного поведения, помогающая находить новые решения на основе имеющегося опыта.

8. Сон является охранительным торможением нервной системы, защищает ее от перегрузок, восстанавливает функции многих других систем органов, умственную и физическую работоспособность человека.

9. Фаза медленного сна является состоянием глубокого покоя, а во время фазы быстрого сна учащается ритм дыхания и сердечных сокращений, усиливается обмен веществ, человек в это время видит сны.

10. Дети должны спать до 10 часов в сутки, взрослые – 6–8 часов; для полноценного сна необходимо проветрить помещение, подготовить удобное место для сна и избегать сильных внешних раздражителей.

11. Представления об особенностях предмета или явления формируются на основе сочетания ощущений (запаха, вкуса, цвета, текстуры поверхности), возникающих при раздражении рецепторов органов чувств и восприятия целостного образа, возникающего в коре полушарий, а затем фиксируются в памяти человека.

12. Память – это совокупность процессов запоминания, хранения и воспроизведения информации. Существует механическая, логическая, зрительная, слуховая память.

13. У всех людей разные особенности нервных процессов в организме, сочетание подвижности и уравновешенности, эмоциональности и сдержанности.

Это врожденные качества, влияющие на возможности общения людей друг с другом, выбор профессии, социальную активность, являющиеся проявлением четырех типов темперамента: холерик, сангвиник, флегматик, меланхолик.

В чистом виде такие типы темперамента встречаются редко, у большинства окружающих вы обнаружите смешанный темперамент с преобладанием сильного или слабого типа нервной системы, уравновешенности и неуравновешенности, большей и меньшей подвижности нервных реакций.

Вариант 4

1. Условные – А, В, Е. Безусловные – Б, Г, Д, Ж.

2.

 При виде разрезанного лимона человек ощущает характерный запах, раздражающий обонятельные рецепторы, и дополняющий зрительное восприятие предмета; это может служить безусловным раздражителем и вызвать слюноотделительный рефлекс, кроме того, в памяти имеется представление о вкусе этого фрукта. Слово «лимон» является условным раздражителем, который вызывает реакцию слюноотделения на основе активизации уже имеющегося жизненного опыта и представлений об особенностях этого предмета.

3. Корм является безусловным раздражителем, а стук – условным, при длительном сочетании этих факторов возникнет условный рефлекс, и рыбы будут приплывать к кормушке при любом постукивании. Если постучать по аквариуму и одновременно включить свет или перестать подкреплять условный раздражитель безусловным, выработанный рефлекс будет затормаживаться.

4. Словесно – логическое, абстрактное, эмоциональное (образное), практическое (наглядно – действенное).

5. Внимание – это направленность психической деятельности, сосредоточенность на важнейших предметах или явлениях. Внимание может быть произвольным или непроизвольным.

Для активного усвоения и запоминания информации внимание должно быть сосредоточенным, устойчивым, правильно распределенным; необходимо также вовремя переключать его на другой предмет или тему для предупреждения развития утомления.

6. По характеру преобладания психической активности различают несколько видов памяти.

Двигательная (запоминание и воспроизведение движений) память лежит в основе обучения бытовым, трудовым и спортивным навыкам, письму; эмоциональная (сохранение и воспроизведение пережитых чувств) хорошо развита у людей искусства; смысловая или словесная (запоминание прочитанной или услышанной информации); образная (запоминание зрительных, звуковых образов, запахов, сопровождающих какую-то обстановку или событие). По характеру целей запоминания память может быть непроизвольной (благодаря ей формируется большая часть жизненного опыта человека) и произвольной (запоминание с конкретной целью, благодаря чему человек получает профессиональные и другие специальные знания). По продолжительности сохранения и закрепления материала память может быть кратковременной, оперативной долговременной.

7. Речь – высшая функция нервной системы, важный механизм интеллектуальной деятельности, форма общения людей и способ передачи жизненного опыта.

Слово может являться символом конкретного предмета или явления; может служит обобщающим, абстрактным понятием; может заменять сигналы внешнего мира, непосредственно воздействуя на органы чувств; активизирует абстрактное и логическое мышление, восприятие знаков и формул.

8. Мешают: внешние раздражители (яркий свет, громкий звук); внутренние раздражители (боль, голод, беспокойные мысли); гуморальные сигналы (адреналин). Помогают: соблюдение постоянного ритма сна и бодрствования, условные рефлексы на привычные ритуалы отхода ко сну; внешние воздействия (тепло, расслабляющие факторы); внутренние воздействия (усталость); гормональные воздействия (серотонин).

Источник: http://indbooks.in/mirror1.ru/?p=819836

Рефлекс как основа нервной деятельности и рефлекторная дуга. Механизм образования условного рефлекса. Виды рефлексов и их классификации

Рефлекс — основа нервной деятельности

Рефлекс — основная форма деятельности нервной системы, ответная реакция организма на раздражение, осуществляемая при участии нервной системы.

Восприятие раздражения из внешней и внутренней среды рецепторами, возникновение в них нервных импульсов, которые по чувствительным нейронам передаются в ЦНС, где поступают на вставочные, затем на исполнительные (двигательные) нейроны, и по ним к исполнительным органам.

Рефлекторная дуга — путь, по которому нервные импульсы проходят при осуществлении рефлекса. Ее целостность — обязательное условие функционирования рефлекса. Согласованная рефлекторная деятельность — результат взаимодействия в центральной нервной системе процессов возбуждения и торможения.

Рефлекторная дуга состоит из:

· рецептора — нервное звено, воспринимающее раздражение;

· афферентного звена — центростремительное нервное волокно — отростки рецепторных нейронов, осуществляющие передачу импульсов от чувствительных нервных окончаний в центральную нервную систему;

· центрального звена — нервный центр (необязательный элемент, например для аксон-рефлекса);

· эфферентного звена — центробежное нервное волокно, проводящие возбуждение от центральной нервной системы на периферию;

· эффектора — исполнительный орган, деятельность которого изменяется в результате рефлекса.

Различают: — моносинаптические, двухнейронные рефлекторные дуги; — полисинаптические рефлекторные дуги (включают три и более нейронов). Павловым делил рефлексы на условные и безусловные.

Безусловные рефлексы

Безусловные рефлексы — наследственно передаваемые (врожденные)реакции организма, присущие всему виду. Выполняют защитную функцию, а также функцию поддержания гомеостаза.

Основные типы безусловных рефлексов: пищевые, защитные, ориентировочные, половые.

Примером защитного рефлекса является рефлекторное отдергивание руки от горячего объекта. Гомеостаз поддерживается, например, рефлекторным учащением дыхания при избытке углекислого газа в крови. Практически каждая часть тела и каждый орган участвует в рефлекторных реакциях.

формируются к моменту рождения и сохраняются в течение всей жизни. Однако они могут изменяться под влиянием болезни. Многие безусловные рефлексы проявляются лишь в определенном возрасте; так, свойственный новорожденным хватательный рефлекс угасает в возрасте 3-4 месяцев.

Условные рефлексы

Условные рефлексы — это приобретенные в течение индивидуальной жизни организма реакции, возникающие в определенных условиях на основе безусловных рефлексов.

Условные рефлексы возникают в ходе индивидуального развития и накопления новых навыков. Выработка новых временных связей между нейронами зависит от условий внешней среды.

Условные рефлексы формируются на базе безусловных при участии высших отделов мозга.

Разработка учения об условных рефлексов связано в первую очередь с именем И. П. Павлова. Он показал, что новый стимул может начать рефлекторную реакцию, если он некоторое время предъявляется вместе с безусловным стимулом.

По мере приобретения жизненного опыта в коре полушарий складывается система условнорефлекторных связей. Такую систему называют динамическим стереотипом. Он лежит в основе многих привычек и навыков. Например, научившись кататься на коньках, велосипеде, мы впоследствии уже не думаем о том, как нам двигаться, чтобы не упасть.

Условные рефлексы хорошо образуются только при определенных условиях. Главнейшими из них являются:

1. Наличие двух раздражителей: индифферентного (будущего условного) и безусловного, который вызывает соответствующее действие собаки.

2. Применение этих раздражителей должно совпадать по времени в пределах 0,5-2 секунды.

3. Действие сигнального раздражителя должно предшествовать действию безусловного в пределах 0,5-2 секунды.

4. Многократное повторение сочетаний условного и безусловного раздражителя в определенном режиме нагрузки и времени.

5. Нервные центры коры головного мозга во время выработки условного рефлекса должны быть свободны от других видов деятельности и должны находится в активном состоянии.

6. Сила возбуждения на безусловный раздражитель должна быть больше, чем на сигнальный, но не вызывать торможение.

7. Посторонние раздражители, вызывающие ориентировочную реакцию и отвлечение, должны отсутствовать.

8. бодрое состояние организма;

Условные рефлексы образуются только при наличии достаточной возбудимости центров этих подкрепляющих рефлексов. Например, при выработке у собак пищевых условных рефлексов опыты ставятся при условии высокой возбудимости пищевого центра (голодном состоянии животного).

Источник: https://studbooks.net/856574/meditsina/refleks_osnova_nervnoy_deyatelnosti_reflektornaya_duga_mehanizm_obrazovaniya_uslovnogo_refleksa_vidy

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.