Санитарное просвещение

3. Санитарное просвещение: принципы, организация, методы и средства

Санитарное просвещение

Санитарноепросвещение— совокупность образовательных,воспитательных, агитационных ипропагандистских мероприятий, направленныхна формирование здорового образа жизни,профилактику заболеваний, сохранениеи укрепление здоровья, повышениетрудоспособности людей, продление ихактивной жизни.

Сцелью обеспечения высокого уровняздоровья цель каждого медицинскогоработника в своей работе — опиратьсяна профилактическую направленность.Уровень профилактики в стране отражаетхарактер общественно-экономических,научно-технических и политическихусловий жизни.

Взадачи санитарного просвещения входит:

•распространениемедицинских и гигиенических знаний;•воспитание санитарно-гигиеническихнавыков с целью сохранения и укрепленияздоровья;• повышение санитарно-гигиеническойкультуры.

Санитарно-гигиеническоепросвещение должно проводиться с учетомпола, возраста, климато-географическихособенностей, национальных обычаев,традиций и других факторов.

В своейработе по воспитанию здорового образажизни фельдшер должен учитывать иусловия жизни населения, куда входятматериальные и нематериальные факторы(социальные, политические идуховно-нравственные). Индивидуальноеи общественное здоровье зависит отвышеперечисленных факторов.

ПриказомМЗ Российской Федерации осанитарно-просветитель-ской работе длясредних медицинских работниковпредусмотрено ежемесячно уделять 4 чпропаганде здорового образа жизни всчет рабочего времени с проведениемпланирования и отчета по проделаннойработе.Службу санитарного просвещениявозглавляет Главное санитарно-эпидемиологическоеуправление, Отдел медицинских проблемформирования здорового образа жизни,Центральный научно-исследовательскийинститут санитарного просвещения МЗРоссийской Федерации.

Методыи средства санитарно-просветительскойработы

Ворганизации своей санитарно-просветительскойработы фельдшер наряду с традиционнымиметодами обучения населения по вопросамохраны здоровья, такими как:

•собеседование;•групповые дискуссии;• лекции;•тематические вечера;• вечера вопросови ответов;• беседы за круглым столом;

•устныежурналы;• школы здоровья;• публикациив прессе;• конференции,широкоиспользует и методы наглядной агитации:•стенгазеты;• санбюллетени;•выставки и уголки здоровья;• книжныевыставки.

1. Здоровье населения. Обусловленность здоровья населения (индивидуального, группового, общественного)

Общественноездоровье и здравоохранение каксамостоятельная медицинская наукаизучает воздействие социальных условийи факторов внешней среды на здоровьенаселения с целью разработкипрофилактических мер по его оздоровлениюи совершенствованию медицинскогообслуживания. Общественное здоровьезанимается изучением широкого кругамедицинских, социологических,экономических, управленческих, философскихпроблем в конкретных историческихусловиях.

Вмедико-социальных исследованиях приоценке здоровья целесообразно выделятьчетыре уровня:

первыйуровень – здоровье отдельного человека– индивидуальноездоровье;

второйуровень – здоровье социальных иэтнических групп – групповоездоровье;

третийуровень – здоровье населенияадминистративных территорий –региональноездоровье;

четвертыйуровень – здоровье популяции, обществав целом – общественноездоровье.

Характеристикигруппового, регионального, общественногоздоровья в статике и динамикерассматриваются как интегральноесостояние здоровья всех вместе взятыхиндивидуумов. При этом следует понимать,что это не просто сумма данных, а суммавзаимосвязанных количественных икачественных показателей.

Дляоценки индивидуального здоровьяиспользуется ряд весьма условныхпоказателей: ресурсы здоровья, потенциалздоровья и баланс здоровья.

Ресурсыздоровья –это морфофункциональные и психологическиевозможности организма изменять балансздоровья в положительную сторону.Повышениересурсов здоровья обеспечивается всемимерами здорового образа жизни(питание,физические нагрузки и т.д.).

Потенциалздоровья –это совокупность способностей индивидуумаадекватно реагировать на воздействиевнешних факторов. Адекватность реакцийопределяется состояниемкомпенсаторно-приспособительных систем(нервной,эндокринной и др.) и механизмомпсихической саморегуляции (психологическаязащита и т.д.).

Балансздоровья –выраженное состояние равновесия междупотенциалом здоровья и действующимина него факторами.

Внастоящее время крайне мало показателей,которые объективно отражали бы количество,качество и состав общественного здоровья.Во всем мире ведется поиск и разработкаинтегральных показателей и индексовоценки здоровья населения. Это связанос рядом причин.

Источник: https://StudFiles.net/preview/3547709/page:57/

Санитарное просвещение. Валеология

Санитарное просвещение

Важно заметить, что одним из основных направлений профилактической медицины будет санитарное просвещение.

Санитарное просвещение пропагандирует здоровый образ жизни, физическую и медицинскую активность и т. д. Распространение медицинских знаний зависит от методов санитарного просвещения.

Методы санитарного просвещения подразделяются по виду передачи информации на методы индивидуального воздействия, воздействия на группу лиц, массового воздействия. По видам используемой пропаганды различают методы устной (беседы, доклады, дискуссии), печатной (плакаты, брошюры, листовки, лозунги) и изобразительной (выставки, санитарные бюллетени и т. п.) пропаганды.

Метод индивидуального воздействия заключается в санитарно-просветительном воздействии на индивидуума (больного или его родственника).

Групповой метод заключается в воздействии на различные возрастные, половые и профессиональные группы населения. Этот метод достаточно эффективен, так как группа однородна по интересам — есть обратная связь.

Метод массового воздействия позволяет воздействовать одновременно на большое число людей.

Принципы санитарного просвещения в системе отечественного здравоохранения

Санитарное просвещение носит государственный характер и будет обязанностью всех медицинских работников, оно должно быть планомерным и организованным, ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙовать современному состоянию науки.

Санитарное просвещение должно быть дифференцировано в методическом отношении в зависимости от аудитории.

Работа по санитарному просвещению проводится совместно с немедицинскими ведомствами, обществами Красного Креста и Красного Стоит сказать – полумесяца, обществом «Знание» и т. д.

Целью санитарного просвещения будет формирование санитарной культуры населения, ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙующей современным гигиеническим требованиям и рекомендациям. Санитарная культура — ϶ᴛᴏ осведомленность населения в вопросах гигиены и в области охраны здоровья.

Не стоит забывать, что важно не только обладать достаточной суммой гигиенических знаний, но и реализовать данные знания в ϲʙᴏем поведении. Санитарное просвещение направлено на то, ɥᴛᴏбы полученные населением гигиенические знания нашли ϲʙᴏе практическое применение.

Учреждения санитарного просвещения

Основными учреждениями службы санитарного просвещения будут центры медицинской профилактики (ранее дома санитарного просвещения), кабинеты профилактики в поликлиниках.

В поликлиниках и центрах государственного санитарно-эпидемиологического надзора предусмотрена должность инструктора по санитарному просвещению.

Заметную роль в развитии санитарного просвещения играют общества Красного Креста и Красного Стоит сказать – полумесяца, Общество борьбы за трезвость, теле- и радиопередачи, программы, посвященные вопросам здоровья.

Научно-методическим центром санитарного просвещения будет Научно-исследовательский институт общественного здоровья и управления здравоохранением.

Научные исследования в институте ведутся по следующим направлениям: медико-социальные аспекты пропаганды здорового образа жизни, совершенствование системы санитарного просвещения, санитарное просвещение в деле охраны здоровья женщин, детей и подростков и т. д.

Санитарное просвещение — обязательное мероприятие деятельности каждого лечебно-профилактического учреждения, профессиональная обязанность каждого медицинского работника.

Сегодня во всех лечебно-профилактических учреждениях предусмотрена работа по санитарно-гигиеническому воспитанию населения.

Ведь именно поведение человека, так называемый личностный фактор, играет главную роль в профилактике заболеваний и предупреждении осложнений.

К сожалению, очень часто санитарно-просветительная работа ведется формально. Это происходит из-за недооценки медицинскими работниками значения просветительной работы, из-за отсутствия знаний об организации и методических подходах к ϶ᴛᴏй работе, что приводит к нарушению основного принципа санитарного просвещения — дифференцированности и целенаправленности пропаганды.

Стоит отметить, что основными направлениями санитарного просвещения в поликлинике будут привлечение населения на медицинские профилактические осмотры и санитарное просвещение больных и здоровых, находящихся под диспансерным наблюдением.

Санитарное просвещение среди здоровых людей предполагает прежде всего пропаганду здорового образа жизни: гигиенические советы относительно труда, отдыха, питания, занятий физкультурой и спортом, борьбы с вредными привычками и т. д. Стоит сказать, для ϶ᴛᴏй цели могут быть использованы лекции, индивидуальные беседы, санитарные бюллетени и т. д.

Стоит отметить, что особенно важна коррекция гигиенического поведения здоровых людей, имеющих определенный риск заболеваний, так как ϶ᴛᴏ ключевой момент первичной профилактики, формирование установки на здоровый образ жизни.

Санитарное просвещение в стационаре дает информацию о правильном гигиеническом поведении во время пребывания в больнице, поведении после выписки из стационара, а также по общегигиеническим вопросам, особенно при наличии у больного повышенного интереса к ϶ᴛᴏй теме. В стационаре проводят лекции, беседы, дискуссии.

Санитарное просвещение в эпидемических очагах предусматривает убеждение больного и его родственников в необходимости госпитализации, инструктаж лиц, имеющих контакт с больным.

Курсовым гигиеническим обучением охватываются работники парикмахерских, бань, прачечных; сотрудники, отвечающие за жилищный фонд; работники водопроводных станций и т. д. Обучением охватываются все лица, принимаемые на работу. Повторно кадры обучаются каждые 2 года.

Программы обучения зависят от специфики работы, но общими для всех программ будут гигиенические требования, направленные на охрану окружающей среды и общественного здоровья (охрана атмосферного воздуха, водоемов, благоустройство территории, удаление пищевых и промышленных отходов и нечистот, профилактика грибковых и других заболеваний и т. д.) и на охрану здоровья самих работников (использование средств защиты, соблюдение правил хранения и применения химических средств, соблюдение правил личной и профессиональной гигиены и т. д.).

Санитарное просвещение формирует не только знания и взгляды человека в отношении здоровья, но и его образ жизни. Формирование здорового образа жизни будет обязанностью и специалистов по социальной работе.

При ϶ᴛᴏм они могут использовать те же методы и средства санитарного просвещения, что и медицинские работники.

Необходим тесный контакт медицинских работников и специалистов по социальной работе, сотрудников санитарно-просветительных учреждений, объединение их совместных усилий в деле формирования высокой санитарной культуры населения и сознательного гигиенического поведения граждан.

Источник: http://xn--80aatn3b3a4e.xn--p1ai/book/5227/308633/%D0%A1%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D1%82%D0%B0%D1%80%D0%BD%D0%BE%D0%B5%20%D0%BF%D1%80%D0%BE%D1%81%D0%B2%D0%B5%D1%89%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5.html

Поделиться:
    Нет комментариев

      Добавить комментарий

      Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.