Соматическое развитие детей с ЗПР

Содержание

Дети с задержкой психического развития

Соматическое развитие детей с ЗПР

В учреждения образования поступают дети с разными: поведением, характером, уровнем развития познавательных процессов. Одним детям знания даются легко, другие же тратят огромные усилия, чтобы приобрести те же самые знания, но при достаточном усердии самих детей и необходимой помощи взрослых им удается усвоить программный материал.

Особой причиной стойкой неуспеваемости ребенка становится «задержка психического развития» (ЗПР).

Под данным термином понимают негрубое отставание психического развития, при котором, с одной стороны, требуется специальный, коррекционный подход к обучению ребенка, а с другой – при наличии этого подхода предоставляется возможность обучать ребенка по общей программе с усвоением им государственного стандарта знаний, соответствующих возрасту обучаемого.

ЗПР может проявляться замедленным эмоционально-волевым созреванием в виде различных вариантов инфантилизма, недостаточностью, задержкой развития познавательной сферы.

Ребенок с ЗПР, можно сказать, соответствует своим психическим развитием детям младшего возраста, но это только на первый взгляд.

Поскольку тщательными психологическими исследованиями будут отображены специфические особенности его психической деятельности, основывающиеся, как правило, на негрубой органической недостаточности мозговых систем, отвечающих за обучаемость ребенка, за его адаптацию к условиям учреждения образования.

Ничего непонятно?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Понятие «задержка психического развития» и его классификация

Давно привлекла к себе внимание специалистов в области педагогики, психологии, медицины и социологии проблема неуспеваемости определенной части учеников младшего возраста.

Они выделили группу детей, которые не относятся к умственно отсталым, поскольку в пределах имеющихся знаний они обладают достаточной способностью к обобщению, широкой «зоной ближайшего развития».

Таких детей отнесли к особой категории – детям с задержкой психического развития, под которой понимали синдромы временного отставания развития психики как в целом, так и отдельных ее функций (сенсорных, моторных, эмоционально-волевых, речевых), замедленного темпа реализации, которые закодированы в генотипе свойств организма.

Задержку темпа может характеризовать обратимый характер, если является следствием временных, мягко действующих факторов (плохого ухода или ранней депривации). Этиология ЗПР определяется конституциональными факторами, хроническими, соматическими заболевания, органической недостаточностью нервной системы.

В результате научно-исследовательских работ предложили этиопатогенетическую систематику ЗПР. Основные клинические типы которой дифференцируют по одному из этиопатогенетических принципов различного происхождения:

  • конституционного;
  • соматогенного;
  • психогенного;
  • церебрально-органического.

Замечание 1

Каждый из перечисленных типов могут осложнить соматические, энцефалопатические, неврологические болезненные признаки. Кроме того, каждый тип характеризуется своей клинико-психологической структурой, своими особенностями эмоциональной незрелости и нарушениями познавательной деятельности, своей этиологией.

Представленные клинические типы отличны друг от друга особенностями структур и характером соотношения 2 основных компонентов: структуры инфантилизма и характера нейродинамических расстройств.

Недостаточность интеллектуальной мотивации и производительности связана с инфантилизмом в замедленном темпе формирования познавательной деятельности, а тонус и подвижность психических процессов связаны с нейродинамическими расстройствами.

ЗПР конституционного происхождения

Определение 1

Под задержкой психического развития понимают гармонический инфантилизм, при котором эмоционально-волевой сфере присуща более ранняя ступень развития, напоминающая нормальную структуру эмоционального склада детей младшего возраста.

Данный тип ЗПР характеризуется преобладанием эмоциональной мотивации поведения, непосредственностью и яркостью эмоций при их поверхностности и нестойкости, повышенным фоном настроения, легкой внушаемостью.

Своим ростом и физическим развитием такие дети отстают от своих сверстников на $1,5-2$ года, характерным для них являются выразительная жестикуляция, живая мимика, быстрые порывистые движения. Они неутомимо играют, но быстро утомляются, выполняя практические задания.

Очень быстро им наскучивают однообразные задания, требующие сосредоточенного внимания на протяжении длительного времени (математика, рисование, чтение, письмо).

Такие дети характеризуются слабой способностью к умственному напряжению, повышенной подражательностью, внушаемостью. Инфантильные дети несамостоятельны и некритичны к своему поведению.

Они могут отключаться на занятиях и не выполнять задания, плакать по пустякам, быстро успокаиваться, переключаясь на игру. Они, как правило, любят фантазировать, при этом заменяя и вытесняя неприятные для них жизненные ситуации.

Затрудненное обучение таких детей, зачастую в младших классах, объясняется незрелой мотивационной сферой и личностью в целом, преобладанием игровых интересов.

Гармонический инфантилизм представляет собой ядерную форму психического инфантилизма, характеризующегося в наиболее чистом виде чертами эмоционально-волевой незрелости в сочетании с инфантильным типом телосложения.

Подобная гармоничность психофизического облика, непатологичность психических особенностей и наличие семейных случаев дают возможность предположить врожденно-конституционную этиологию данного типа инфантилизма, что может быть связано, например, с внутриутробными неглубокими обменно-трофическими расстройствами.

ЗПР соматогенного происхождения

Данный тип обуславливается длительностью соматической недостаточности различного происхождения. К которой можно отнести врожденные и приобретенные пороки развития соматической сферы (сердца), хронические инфекции и аллергические состояния.

Характерна стойкая астения, снижающая психический и общий тонус.

Часто наблюдается задержка эмоционального развития – соматогенный инфантилизм, который обусловлен неуверенностью, боязливостью из-за физической неполноценности или из-за режимов ограничений и запретов, в которых находится ребенок.

ЗПР психогенного происхождения

Данный тип обусловлен неблагоприятными условиями воспитания, которые препятствуют формированию личности ребенка в правильном русле.

Он наблюдается, в первую очередь, при аномальном развитии личности по типу психической неустойчивости, часто обусловленной гипоопекой (условия безнадзорности, когда у ребенка не воспитывают чувства долга и ответственности), формами поведения, связанными с активным торможением аффекта.

Нет стимулирования развитию познавательной деятельности, установок и интеллектуальных интересов.

В связи с этим черты патологической незрелости эмоционально-волевой сферы (аффективная лабильность, повышенная внушаемость, импульсивность) у таких детей сочетаемы с недостаточностью уровня знаний и представлений, требуемых для усвоения предметов школьной программы.

Вариант развития по типу ”кумира семьи” обусловливается гиперопекой (изнеженное воспитание, характеризующееся не привитием черт самостоятельности, ответственности, инициативности). Для него характерны черты эгоцентризма и эгоизма, установка на постоянную помощь и опеку, нелюбовь к труду.

Такой ребенок при нормальном интеллектуальном развитии учится неровно, поскольку не приучен трудиться и не желает самостоятельно выполнять задания. Адаптация в коллективе таких детей затруднена, так как они эгоистичны, противопоставляют себя классу.

Замечание 2

Вариант патологического развития личности по невротическому типу, как правило, наблюдается у детей, по отношению к которым родителями проявляются жестокость, грубость, агрессия к ребенку и другим членам семьи, деспотичность. В подобной ситуации ребенок становится робким, боязливым, эмоционально незрелым. Неблагоприятными условиями воспитания обусловливается замедленное формирование коммуникативно-познавательной активности детей.

Дети в неблагополучных семьях испытывают дефицит общения. Поэтому в школе при сохранном интеллекте они не способны самостоятельно организовать свою деятельность (не могут адекватно оценить результаты, испытывают трудности при планировании).

Для подобных детей характерны импульсивность, выраженное нарушение внимания, отсутствие заинтересованности в повышении своих показателей.

ЗПР церебрально-органического происхождения

Довольно часто встречается, обладает большой стойкостью и выраженностью нарушений как эмоционально-волевой сферы, так и познавательной деятельности.

Данный тип ЗПР может быть обусловлен наличием негрубой органической недостаточности нервной системы вследствие патологии беременности (инфекции, тяжелые токсикозы, интоксикации и травмы, несовместимость матери и плода по резус-фактору крови), асфиксии и травмы при родах, недоношенности, постнатальных нейроинфекций, токсикодистрофирующих заболеваний первых лет жизни.

Зачастую у таких детей наблюдаются запаздывание формирования статистических функций речи, ходьбы, этапов игровой деятельности, навыков опрятности.

В соматическом состоянии наряду с недоразвитием мускулатуры, недостаточностью мышечного и сосудистого тонуса, задержкой роста часто наблюдаются общая гипотрофия, различные виды диспластичности телосложения.

Часто в неврологическом состоянии можно наблюдать явления вегетативно-сосудистой дистонии, гидроцефальные, а иногда и гипертензионные стигмы (локальные участки с повышенным внутричерепным давлением).

Эмоционально-волевую незрелость таких детей представляет органический инфантилизм, характеризующийся отсутствием типичных для здорового ребенка яркости эмоций и живости.

Для детей подобного типа характерны низкий уровень притязаний и слабая заинтересованность в оценке. Внушаемость носит грубый оттенок и часто сопровождается отсутствием критики.

Для игровой деятельности характерны монотонность и однообразие, бедность воображения и творчества. Самостремление к игре часто выглядит как способ ухода от затруднений в занятиях.

По типу преобладания того или иного эмоционального фона выделяют $2$ основных вида органического инфантилизма:

  • неустойчивый, характеризующийся психомоторной расторможенностью, импульсивностью, эйфорическим оттенком настроения;
  • тормозимый, для которого характерны преобладание пониженного фона настроения, нерешительность, боязливость.

Замечание 3

Психолого-педагогическими исследованиями было доказано, что эти дети характеризуются неустойчивостью внимания, недостаточностью развития зрительного и тактильного восприятия, фонематического слуха, оптико-пространственного синтеза, долговременной и кратковременной памяти, моторной и сенсорной стороны речи, зрительно-моторной координации, автоматизации движений и действий.

Источник: https://spravochnick.ru/pedagogika/obschie_osnovy_pedagogiki/deti_s_zaderzhkoy_psihicheskogo_razvitiya/

Задержка психического развития соматогенного происхождения

Соматическое развитие детей с ЗПР

Маленькие дети часто болеют. Во время болезни организм ребенка находится в состоянии покоя по отношению к собственному развитию.

Другими словами время болезни и период восстановления после неё как бы выброшены из развития ребенка.

В результате длительной соматической недостаточности различной этиологии может возникнуть  задержка психического развития ребенка — временное отставание в развитии от возрастных норм.

Задержка психического развития носит временный характер и определяет отставание в развитии ребенка от сверстников. Вызвать соматическую недостаточность может целый ряд факторов:

  • хронические инфекции;
  • врожденные и приобретенные пороки;
  • аллергические состояния;
  • детские неврозы;
  • астения.

Эти состояния вызывают замедление психического и физического развития детей, речевых и двигательных функций. Они оказывают влияние на формирование навыков самообслуживания, игровой и учебной деятельности.

Характеристика ЗПР соматогенного происхождения

Этот тип ЗПР характеризуется замедлением психического развития с одновременной утратой приобретенных навыков и возвращением к ранним формам поведения. В результате длительных болезней не только не наблюдается прогресса в развитии, но, напротив, наблюдается регресс.

После соматических заболеваний возникает астения, проявляющаяся лабильностью, утомляемостью, истощаемостью и колебанием активности психических процессов и внимания. Дети с задержкой психического развития соматогенного происхождения характеризуются нарушением концентрации внимания.

Часто в этом типе ЗПР констатируется задержка эмоционального развития, называемая соматогенным инфантилизмом, который обусловлен целым рядом невротических наслоений: боязливость, неуверенность, капризность.

Эти особенности связаны с переживанием своей физической неполноценности и с режимом ограничений и запретов, который сопровождает жизнь болезненного ребенка.

Таких детей называют «домашними». И круг общения значительно органичен, в следствие чего межличностные отношения разрушаются, коммуникативные навыки не развиваются.

Родители ограждают таких детей от разных трудностей, решают за ребенка определенные вопросы и проблемы, в результате чего не происходит развитие мышления на практическом (бытовом уровне).

Гиперопека оказывает влияние намного большее, чем сама болезнь.

Остановка детского развития возникает только по вине окружающих взрослых. Именно по этой причине нельзя внушать ребенку мысль о безнадежности его состояния и ставить его в особые опекающие условия, ограждая его от влияний окружающего мира.

Эмоциональная лабильность ослабленных детей связана с особенностями нервной системы. При малейших неудачах дети сильно расстраиваются и даже плачут. После трудностей они долго не приступают к следующему заданию. Самооценка болезненных детей и детей с задержкой психического развития соматогенного происхождения очень занижена. Ребенок абсолютно не уверен в своих силах.

В поведении ребенка преобладают игровые интересы.

Дети с ЗПР соматогенного генеза имеют особенности функционирования памяти, внимания, мышления. Ослабленный организм ребенка не дает возможности проводить работу в ровном темпе, в результате чего ребенок с ЗПР нуждается в частой смене деятельности, переключаемости внимания, создании специальных условий для осуществления определенной деятельности.

В образовательных учреждениях нужно соблюдение охранительного режима для такого ребенка.

Особенности обучения детей с ЗПР

Дети с задержкой психического развития не могут обучаться в обычных условиях общеобразовательных школ. Их обучение строится по специальным программам с использования особых методов обучения и воспитания.

Дети с диагнозом ЗПР направляются для обучения:

  • в специальные (коррекционные) образовательные учреждения VII вида (школа или школа-интернат для детей с трудностями в обучении – задержкой психического развития);
  • классы коррекционно-развивающего обучения (VII вида);
  • классы выравнивания.

Коррекционные классы открываются в общеобразовательных школах. Дети направляются для обучения в такие классы по рекомендации психолого-медико-педагогической консультации.

В работе с детьми учитываются особенности детей с ЗПР, поэтому организован специальный щадящий режим обучения, предполагающий дневной сон и усиленное питание.

Кроме того, в режиме обязательно предполагается прогулка и специальные коррекционно-развивающие занятия.

Подобные классы являются формой активной помощи детям с проблемами в обучении. При этом ребенок находится в обычном социуме и его коммуникативные навыки развиваются.

Дети с ЗПР соматогенного происхождения нуждаются в определенном темпе и специфических методах обучения.

Классы коррекционно-развивающего обучения способны решать ряд задач:

  1. Повышение уровня умственного развития детей;
  2. Коррекция проблем эмоционально-личностного развития;
  3. Активизация познавательных процессов;
  4. Социальная адаптация;
  5. Развитие коммуникативных навыков.
  6. Нормализация учебной деятельности.

Наполняемость классов 9-12 человек, что обеспечивает индивидуальный подход к каждому ребенку.  Курс начальной школы в таком классе продолжается дольше, чем в обычных условиях: не 4, а 5 лет. Однако это дает возможность перехода из классов КРО в обычные классы по окончанию начальной школы и при наличии соответствующего направления ПМПК.

Если диагноз ЗПР поставлен в дошкольном возрасте, то ребенок направляется в специальные группы дошкольных образовательных учреждений.

Если же по каким-либо причинам общественное воспитание невозможно, то ребенок может осваивать коррекционную программу в специальных группах детей с ЗПР в психологических центрах.

Обязательным условиям в таком случае является наличие квалифицированного специалиста и активная помощь родителей.

Источник: https://www.psyportal.net/134382/zaderzhka-psihicheskogo-razvitiya-somatogennogo-proishozhdeniya/

Диагноз ЗПР у ребенка – причины задержки психического развития, первые признаки и особенности

Соматическое развитие детей с ЗПР

Диагноз ЗПР у ребенка – причины задержки психического развития, первые признаки и особенности

Некоторые мамы и папы хорошо знакомы с аббревиатурой ЗПР, под которой скрывается такой диагноз, как задержка психического развития, сегодня встречающийся все чаще. Несмотря на то, что данный диагноз является, скорее, рекомендацией, чем приговором, для многих родителей он становится громом среди ясного неба.

Что кроется под этим диагнозом, кто имеет право его ставить, и что нужно знать родителям?

статьи:

Что такое задержка психического развития, или ЗПР – классификация ЗПР

Первое, что нужно уяснить мамам и папам: ЗПР не является необратимым психическим недоразвитием, и не имеет ничего общего с олигофренией и другими страшными диагнозами.

ЗПР (и ЗПРР) — это лишь замедление темпа развития, обнаруживаемое обычно перед школой. При грамотном подходе к решению проблемы ЗПР проблемой быть просто перестает (и в весьма краткие сроки).

Также важно отметить, что, к сожалению, сегодня подобный диагноз могут поставить «с потолка», основываясь лишь на минимальной информации и отсутствии желания у ребенка общаться со специалистами.

Но тема о непрофессионализме — совсем не в этой статье. Здесь мы говорим о том, что диагноз ЗПР  — повод для родителей задуматься, и больше внимания уделить своему ребенку, прислушаться к советам специалистов, направить свою энергию в правильное русло.

Как классифицируют ЗПР – основные группы психического развития

Данная классификация, в основе которой – этиопатогенетическая систематика, была разработана в 80-х К.С. Лебединской.

  • ЗПР конституционального происхождения. Признаки: субтильность и рост ниже среднего, сохранение детских черт лица даже в школьном возрасте, неустойчивость и выраженность проявлений эмоций, задержка в развитии эмоциональной сферы, проявляющийся во всех сферах инфантилизм. Нередко среди причин этого типа ЗПР определяют наследственный фактор, и довольно часто в этой группе оказываются близнецы, мамы которых сталкивались с патологиями при беременности. Для детишек с таким диагнозом, как правило, рекомендовано обучение в коррекционной школе.
  • ЗПР сомато­генного происхождения. В списке причин – тяжелые соматические заболевание, которые были перенесены в раннем детском возрасте. Например, астма, проблемы дыхательной или сердечнососудистой системы, и др. Дети в этой группе ЗПР боязливы и не уверены в себе, и зачастую лишены общения со сверстниками из-за назойливой опеки родителей, которые почему-то решили, что детям общение дается тяжело. При данном типе ЗПР рекомендовано лечение в специальных санаториях, а форма обучения зависит от каждого конкретного случая.
  • ЗПР психо­генного происхождения. Довольно редкий тип ЗПР, впрочем, как и в случае с предыдущим типом. Для возникновения двух данных форм ЗПР должны создаться сильно неблагоприятные условия соматического или микросоциального характера. Основная причина – неблагоприятные условия родительского воспитания, вызвавшие определенные нарушения в процессе формирования личности маленького человека. Например, гиперопека или безнадзорность. При отсутствии проблем с ЦНС детишки из этой группы ЗПР быстро преодолевают разницу в развитии с другими детьми в условиях обыкновенной школы. Важно отличать этот тип ЗПР от педагогической запущенности.
  • ЗПР церебрально-органического генеза. Самая многочисленная (по статистике – до 90% всех случаев ЗПР) группа ЗПР. А также самая тяжелая и легко диагностируемая. Ключевые причины: родовые травмы, заболевания ЦНС, интоксикация, асфиксия и прочие ситуации, возникавшие в процессе беременности или непосредственно при родах. Из признаков можно выделить яркие и четко наблюдаемые симптомы эмоционально-волевой незрелости и органическую недостаточность нервной системы.

Основные причины возникновения задержки психического развития у ребенка – кто в группе риска по ЗПР, какие факторы провоцируют ЗПР?

Причины, провоцирующие ЗПР, можно условно разделить на 3 группы.

К первой группе относится проблемная беременность:

  • Хронические заболевания мамы, отразившиеся на здоровье ребенка (порок сердца и СД, болезни щитовидки и др.).
  • Токсоплазмоз.
  • Перенесенные будущей мамой инфекционные заболевания (грипп и ангина, паротит и герпес, краснуха и др.).
  • Мамины вредные привычки (никотин и проч.).
  • Несовместимость резус-факторов с плодом.
  • Токсикоз, как на раннем, так и на позднем сроке.
  • Ранние роды.

Ко второй группе относят причины, которые имели место при родах:

  • Асфиксия. Например, после обвития пуповиной шеи крохи.
  • Родовые травмы.
  • Или травмы механического характера, возникающие при неграмотности и непрофессионализме медработников.

И третья группа – это причины социального характера:

  • Фактор неблагополучной семьи.
  • Ограниченность эмоциональных контактов на различных этапах развития малыша.
  • Низкий уровень интеллекта родителей и прочих членов семьи.
  • Педагогическая запущенность.

К факторам риска появления зпр относят:

  1. Осложненные первые роды.
  2. «Старо-родящая» мама.
  3. Лишний вес будущей мамы.
  4. Наличие патологий в предыдущие беременности и роды.
  5. Наличие хронических заболеваний мамы, включая диабет.
  6. Стрессы и депрессии будущей мамы.
  7. Нежелательная беременность.

Кто и когда может поставить ребенку диагноз ЗПР или ЗПРР?

Сегодня на просторах интернета можно прочитать немало историй о постановке диагноза ЗПР (а то более сложных диагнозов) обычным невропатологом из поликлиники.

Мамы и папы, запомните главное: врач-невропатолог не имеет права единолично ставить такой диагноз!

  • Диагноз ЗПР или же ЗПРР (прим. – задержка психического и речевого развития) может быть поставлен только по решению ПМПК (прим. – психолого-медико-педагогическая комиссия).
  • задача ПМПК – поставить или снять диагноз ЗПР либо «умственная отсталость», аутизм, ДЦП и проч., а также определить – какая нужна ребенка программа обучения, нужны ли ему дополнительные занятия, и проч.
  • В составе комиссии обычно присутствуют несколько специалистов: дефектолог, логопед и психолог, психиатр. А также учитель, родители ребенка и администрация образовательного учреждения.
  • На основании чего комиссия делает выводы о наличии либо отсутствии ЗПР? Специалисты общаются с ребенком, проводят проверку его навыков (включая письмо и чтение), дают задания на логику, математику, и проч.

Как правило, подобный диагноз появляется у детей в медицинских картах в 5-6 лет.

Что нужно знать родителям?

  1. ЗПР – не приговор, а рекомендация специалистов.
  2. В большинстве случаев, уже к 10-ти годам данный диагноз отменяется.
  3. Диагноз не может поставить 1 человек. Он ставится только по решению комиссии.

  4. Согласно ФГОС, проблема в освоении материала общеобразовательной программы на 100% (в полной мере) – это не основание для перевода ребенка на другую форму обучения, в коррекционную школу и проч.

    Нет закона, который обязывает родителей переводить детей, не прошедших комиссию, в спецкласс или специальный интернат.

  5. Члены комиссии не имеют права оказывать давление на родителей.
  6. Родители имеют право отказаться от прохождения данной ПМПК.

  7. Члены комиссии не имеют права сообщать о диагнозах в присутствии самих детей.
  8. При постановке диагноза нельзя опираться только на неврологическую симптоматику.

Признаки и симптомы ЗПР у ребенка — особенности развития детей, поведения, привычек

Распознать ЗПР или хотя бы присмотреться и обратить особое внимание на проблему родители могут по следующим признакам:

  • Малыш не способен самостоятельно мыть руки и обуваться, чистить зубки и проч., хотя по возрасту уже должен делать все сам (либо ребенок все умеет и может, но просто делает это медленнее, чем остальные дети).
  • Ребенок замкнут, сторонится взрослых и сверстников, коллективы отвергает. Данный симптом может говорить и об аутизме.
  • Ребенок часто проявляет тревогу или агрессию, но в большинстве случаев остается боязливым и нерешительным.
  • В возрасте «грудничка» малыш запаздывает с умением держать головку, произносить первые слоги, и др.

: Эмоциональная сфера ребенка при ЗПР

К прочим признакам можно отнести симптомы неразвитости эмоционально-волевой сферы.

Ребенок с ЗПР…

  1. Быстро устает и обладает низким уровнем работоспособности.
  2. Не способен усвоить весь объем работ/материала.
  3. С трудом анализирует информацию извне и для полного восприятия должен ориентироваться на наглядные пособия.

  4. Имеет сложности со словесно-логическим мышлением.
  5. Испытывает сложности в общении с другими детьми.
  6. Не способен играть в сюжетно-ролевые игры.
  7. С трудом организовывает свою деятельность.

  8. Испытывает сложности в усвоении общеобразовательной программы.

Важно:

  • Дети с ЗПР быстро догоняют сверстников, если им вовремя оказана коррекционно-педагогическая помощь.
  • Чаще всего диагноз ЗПР ставят в ситуации, когда основным симптомом становится низкий уровень памяти и внимания, а также скорости и перехода всех психических процессов.
  • Поставить диагноз ЗПР в дошкольном возрасте крайне сложно, а в возрасте до 3-х лет – практически невозможно (если только нет очень явных признаков). Точным диагноз может стать только после психолого-педагогического наблюдения за ребенком в возрасте младшего школьника.

Зпр у каждого малыша проявляется индивидуально, однако основными признаками для всех групп и степеней зпр являются:

  1. Сложность выполнения (ребенком) действий, которые требуют конкретных волевых усилий.
  2. Проблемы с построением целостного образа.
  3. Легкое запоминание наглядного материала и сложное – вербального.
  4. Проблемы с развитием речи.

Детишки с ЗПР, безусловно, требуют более деликатного и внимательного отношения к себе.

Но важно понимать и помнить, что ЗПР – не препятствие для обучения и освоения школьного материала. В зависимости от диагноза и особенностей развития малыша, школьный курс может быть лишь слегка скорректированным на определенный период времени.

Что делать, если ребенку поставили диагноз ЗПР – инструкция для родителей

Самое главное, что должны сделать родители малыша, которому вдруг поставили «клеймо» ЗПР – это успокоиться и осознать, что диагноз — условный и примерный, что с их ребенком все в порядке, и он просто развивается в индивидуальном темпе, и что все обязательно образуется, потому что, повторимся, ЗПР – не приговор.

Но также важно понимать, что ЗПР – не возрастные угри на лице, а задержка психического развития. То есть, махать рукой на диагноз все-таки не стоит.

Задержка психического развития у детей

Соматическое развитие детей с ЗПР

Разделяют биологические и социальные причины развития ЗПР.

Биологические:

  • патологии беременности: тяжёлый токсикоз, интоксикация, инфекции, травмы;
  • недоношенность;
  • внутриутробная гипоксия плода;
  • асфиксия при родах;
  • инфекционные, токсические, травматические заболевания в раннем возрасте;
  • генетическая предрасположенность;
  • травмы при родах;
  • отставание от сверстников в физическом развитии;
  • соматические заболевания (нарушения в работе различных органов);
  • поражение отдельных участков центральной нервной системы.

Социальные:

  • ограничение жизнедеятельности в течение длительного времени;
  • психические травмы;
  • неблагоприятные условия жизни;
  • педагогическая запущенность.

В зависимости от факторов, которые привели в итоге к задержке психического развития, выделяютнесколько видов заболевания, на основании чего составлен ряд классификаций.

Виды ЗПР

Чаще всего в современной отечественной психологии пользуются классификацией К. С. Лебединской:

  • Конституциональная. Определяется наследственностью.
  • Соматогенная.

    Приобретается в результате перенесённого заболевания, которое повлияло намозговые функции ребёнка: аллергия, хронические инфекции, дистрофия, дизентерия, стойкаяастения и др.

  • Психогенная.

    Определяется социально-психологическим фактором: такие дети воспитываются внеблагоприятных условиях: однообразная среда, узкий круг общения, недостаток материнскойлюбви, бедность эмоциональных отношений, обделённость.

  • Церебрально-органическая.

    Наблюдается в случае серьёзных, патологических отклонений вразвитии мозга и определяется чаще всего осложнениями в период беременности (токсикоз,вирусные заболевания, асфиксия, алкоголизм или наркомания родителей, инфекции, родовыетравмы и пр.).

Каждый из видов по данной классификации отличается не только причинами заболевания, но исимптоматикой и курсом лечения. Затрагивают все интеллектуальные процессы: восприятие, внимание, память, мышление, речь

Нарушения интеллекта у детей с задержкой психического развития носят легкий характер, однакозатрагивают все интеллектуальные процессы: восприятие, внимание, память, мышление, речь.

Восприятие у ребенка с ЗПР фрагментарно, замедленно, неточно. Отдельные анализаторы работаютполноценно, однако ребенок испытывает трудности при формировании целостных образов окружающегомира. Лучше развито зрительное восприятие, хуже — слуховое, поэтому объяснение учебного материаладетям с задержкой психического развития должно сочетаться с наглядной опорой.

Внимание у детей с задержкой психического развития неустойчиво, кратковременно, поверхностно. Любыепосторонние стимулы отвлекают ребенка и переключают внимание. Ситуации, связанные с концентрацией, сосредоточенностью на чем-либо, вызывают затруднения. В условияхпереутомления и повышенного напряжения обнаруживаются признаки синдрома гиперактивности идефицита внимания.

Память у детей с задержкой психического развития характеризуется мозаичностью запоминания материала,слабой избирательностью, преобладанием наглядно-образной памяти над вербальной, низкой мыслительнойактивностью при воспроизведении информации.

Мышление у детей с задержкой психического развития сохранено наглядно-действенное. При этом нарушается образное мышление ввиду неточности восприятия. Абстрактно-логическоемышление невозможно без помощи взрослого. Дети с ЗПР испытывают трудности с анализом и синтезом,сравнением, обобщением; не могут упорядочить события, построить умозаключение, сформулироватьвыводы.

Речь у детей с задержкой психического развития отличается искажением артикуляции многихзвуков, нарушением слуховой дифференциации, резким ограничением словарного запаса, трудностьюпроизвольного контроля за грамматическим оформлением речи, затруднениями построения связноговысказывания, речевой инактивностью.

Наиболее часто ЗПР сочетается с задержкой речевого развития,полиморфной дислалией, нарушениями письменной речи в виде дисграфии и диспексии. Личностная сфера характеризуется эмоциональной лабильностью, легкой сменойнастроения, внушаемостью, безынициативностью, безволием, незрелостью личности в целом. Могутотмечаться аффективные реакции, агрессивность, конфликтность, повышенная тревожность.

Дети часто замкнуты, предпочитают играть в одиночку, не стремятсяконтактировать со сверстниками.

Игровая деятельность отличается однообразием истереотипностью, отсутствием развернутого сюжета, бедностью фантазии, несоблюдением игровых правил.

Особенности моторики включают двигательную неловкость, недостаточную координацию, часто— гиперкинезы и тики. Врачи утверждают: ЗПРР важно начинатьлечить уже в 2-3 года

Особенностью задержки психического развития является то, что компенсация и обратимость нарушенийвозможны только в условиях специального обучения и воспитания. Задержка психоречевого развития (ЗПРР)у детей опасна тем, что диагноз может быть поставлен поздно. Врачи утверждают: ЗПРР важно начинатьлечить уже в 2-3 года.

Симптомы

С уверенностью поставить диагноз ЗПР можно только на пороге школы, когда возникают явные трудности приподготовке к учебному процессу. Однако при внимательном наблюдении за ребёнком симптомы болезниможно заметить раньше.

Среди ранних симптомов ЗПР выделяют:

  • отставание умений и способностей от сверстников: ребёнок не может совершать простейшиедействия, характерные для его возраста (обувание, одевание, навыки личной гигиены,самостоятельная еда);
  • нелюдимость и излишняя замкнутость: если он сторонится других детей и не участвует в общихиграх, это должно насторожить взрослых;
  • нерешительность;
  • агрессивность;
  • тревожность.

В период младенчества такие детки начинают позже держать головку, делать первые шаги, говорить.

При задержке психического развития у детей одинаково возможны проявления умственной отсталости ипризнаки нарушения в очень важной для ребёнка эмоционально-волевой сфере. Нередко встречается ихкомбинация.

Бывают случаи, когда малыш с ЗПР практически не отличается от одногодок, но чаще всегоотсталость является достаточно заметной.

Окончательный диагноз ставится в результате всестороннегообследования ребенка психолого-медико-педагогической комиссией (ПМПК) в составе детского психолога,логопеда, дефектолога, педиатра, детского невролога, психиатра и др.

При этом производится сбор иизучение анамнеза, анализ условий жизни, изучение медицинской документации ребенка.

В обязательномпорядке проводится беседа с ребенком, исследование интеллектуальных процессов и эмоционально-волевых качеств.

На основании сведений о развитии ребенка члены ПМПК выносят заключении о наличии задержкипсихического развития, дают рекомендации по организации воспитания и обучения ребенка в условияхспециальных образовательных учреждений.

Отличия от умственной отсталости

Если к окончанию младшего (4 класс) школьного возраста признаки ЗПР остаются, врачи начинают говоритьлибо об умственной отсталости (УО), либо о конституциональном инфантилизме.

Эти заболеванияотличаются:

  • при УО психическое и интеллектуальное недоразвитие имеет необратимый характер, при ЗПР всёисправимо при надлежащем подходе;
  • дети с ЗПР отличаются от умственно отсталых способностью использовать помощь, которая имоказывается, самостоятельно переносить её на новые задания;
  • ребёнок с ЗПР пытается понять прочитанное, тогда как при УО такое желание отсутствует.

При постановке диагноза не нужно опускать руки. Современная психология и педагогика могут предложитькомплексную помощь таким деткам и их родителям.

Лечение

Практика показывает, что дети с задержкой психического развития вполне могут стать ученикамиобычной общеобразовательной школы, а не специальной коррекционной.

Педагоги и родителидолжны понимать, что трудности обучения таких детей в самом начале школьной жизни — вовсе нерезультат их лени или нерадивости: они имеют объективные, достаточно серьёзные причины, которыедолжны быть совместно преодолены.

Родителям трудно принять тот факт, что их ребёнокв силу особенностей своего развития будет обучаться медленнее остальных детей. Но это нужно сделать,чтобы помочь маленькому школьнику.

Работа с детьми с ЗПР требует комплексного подхода и участия педиатров, детских неврологов, детскихпсихологов, психиатров, логопедов, дефектологов. Коррекция задержки психического развития должнаначинаться с дошкольного возраста и проводиться длительно.

Дети с задержкой психического развития должны посещать специализированные ДОУ или группы, школы VIIвида или коррекционные классы общеобразовательных школ. К особенностям обучения детей с ЗПРотносятся дозированность учебного материала, опора на наглядность, многократное повторение, частаясмена видов деятельности, использование здоровьесберегающих технологий.

Особое внимание при работе с такими детьми уделяется развитию познавательных процессов (восприятия,внимания, памяти, мышления); эмоциональной, сенсорной и моторной сферы с помощью игровой терапии идр. современных методов.

Коррекция нарушений речи при ЗПР проводится логопедом в рамкахиндивидуальных и групповых занятий.

Совместно с преподавателями коррекционную работу по обучениюучащихся с задержкой психического развития проводят педагоги-дефектологи, психологи, социальныепедагоги.

Медицинская помощь детям с задержкой психического развития включает медикаментозную терапию всоответствии с выявленными соматическими и церебрально-органическими нарушениями, физиотерапию,ЛФК, массаж, водолечение.

Прогноз и профилактика

Отставание темпа психического развития ребенка от возрастных норм может и должно бытьпреодолено.

Дети с задержкой психического развития обучаемы и при правильно организованнойкоррекционной работе в их развитии наблюдается положительная динамика.

С помощью педагогов ониспособны усвоить знания, умения и навыки, которые их нормально развивающиеся сверстники осваиваютсамостоятельно. После окончания школы они могут продолжить свое обучение в ПТУ, колледжах и дажеВУЗах.

Профилактика задержки психического развития у ребенка предполагает тщательное планированиебеременности, избегание неблагоприятных воздействий на плод, профилактику инфекционных исоматических заболеваний у детей раннего возраста, обеспечение благоприятных условий для воспитания иразвития. При отставании ребенка в психомоторном развитии необходимо немедленное обследование успециалистов и организация коррекционной работы.

Запишитесь на консультацию. Детский психолог, дефектолог и логопед центра определят индивидуальные причины задержки развития, дадут рекомендации по коррекции, а также составят план для занятий в центре и дома. Такая система работы сделает коррекционный маршрут наиболее эффективным и успешно гармонизирует процесс развития малыша.

Источник: https://www.medaid.ru/psihology/kids/zpr/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.