Соотношение высшей нервной деятельности и психики

Содержание

5.5.2. Высшая нервная деятельность. Сон, его значение. Сознание, память, эмоции, речь, мышление. Особенности психики человека

Соотношение высшей нервной деятельности и психики

В основе учения о высшей нервной деятельности лежат работы И.М. Сеченова – «Рефлексы головного мозга», И.П. Павлова (теория условных и безусловных рефлексов), П.К. Анохина (теория функциональных систем) и многочисленный ряд других работ.

Рефлексы, осуществляемые организмом, делятся, по И.П. Павлову, на:

условные рефлексы  приобретаются каждым человеком в течение всей жизни. Каждый условный рефлекс – это результат определенного опыта, привычки. Чтение, езда на автомобиле, выделение слюны при виде и запахе пищи – все это примеры условных рефлексов. Они индивидуальны, и для их формирования необходимы определенные условия. Эти рефлексы могут исчезать. Так без достаточной практики забывается иностранный язык, выученное когда-то стихотворение, умение кататься на коньках и т.д

Этот процесс называется условным торможением.

Торможение может быть и безусловным (внешним). Примером безусловного торможения может быть нападение собаки, у которой отнимают пищу. В пищеварительном центре наступает внешнее безусловное торможение, а в центре «агрессии» – возбуждение.

– способность к абстрактно-логическому мышлению

И.П. Павлов разработал учение о первой и второй сигнальной системах.

Вторая сигнальная система  появилась у человека в связи с развитием речи. Слово для человека является не сочетанием звуков, а выражением смысла слова, понятия. Развитие речи обусловило возможность абстрагирования, обобщения, оперирования понятиями. Первая и вторая сигнальные системы находятся в тесной взаимосвязи. Сигналы первой сигнальной системы поступают во вторую. Она начинает развиваться у детей к 5—7 месяцам первого года жизни

И.П. Павлов сформулировал представление об индивидуальных типах нервной системы. Он оценивал силу, уравновешенность и динамичность основных нервных процессов (возбуждения и торможения).

На основе полученных данных были выявлены четыре типа нервной системы или темперамента:

– меланхолик

Обычно в человеке сочетаются черты разных темпераментов, но доминирует один из них. Оценка темперамента имеет значение при выборе характера профессиональной деятельности.

Эмоции  – это субъективные реакции человека и других животных на воздействие внешних и внутренних раздражителей. Эмоции бывают положительными  и отрицательными. Различные виды эмоций вызывают соответствующие физиологические изменения в организме.

Такие эмоции, как радость, гнев, предстартовое волнение, повышают мышечный тонус, выброс адреналина, усиление сердечно-сосудистой деятельности. Страх, уныние могут сопровождаться понижением тонуса мышц, спазмами сосудов.

С помощью эмоций человек изменяет свое поведение в разных ситуациях.

Память  – это способность мозга сохранять информацию и воспроизводить ее через некоторые промежутки времени. По времени сохранения информации память бывает кратковременной и долговременной.

В формировании памяти участвуют височные доли мозга, ретикулярная формация ствола мозга, гипоталамус.

Различают следующие виды памяти:

– смешанную

Мышление  – совокупность умственных процессов, связанных с познанием. В процессе мышления формируются понятия. Чем активнее, глубже процесс познания, тем глубже формируемые понятия, их содержание и смысл.

Понятие «клетка», сформированное учеником 6 класса, развивается на протяжении нескольких лет. В результате выпускник школы имеет значительно более глубокое представление о клетке, как биологической системе, чем шестиклассник.

Сон  – состояние угнетения сознания и ослабление связей человека с окружающей средой. Наступление состояния сна связано с угнетением восходящих влияний ретикулярной формации. В норме продолжительность сна составляет 7—8 часов.

Сон и бодрствование – это проявление суточных ритмов. Сон обеспечивает восстановление работоспособности, переработку и усвоение полученной во время бодрствования информации.

В соответствии с этими функциями сна различают:

глубокий (медленноволновый)

поверхностный (быстроволновый) сны.

Человек видит сны во время быстрого сна. В это время можно наблюдать повышенную активность мозга, движения глазных яблок, иногда спящий начинает говорить. Эта фаза возникает примерно через каждые полтора часа и длится 15—20 мин.

Во время глубокого, медленного сна ритмическая активность мозга понижается. Дыхание и частота сердечных сокращений замедляется. Таким образом, сон представляет собой периодическую смену различных функциональных состояний мозга.

В регуляции сна важная роль принадлежит гормонам – норадреналину и серотонину.

Сновидения – своеобразное отражение полученной информации в виде зрительных образов.

Тематические задания

А1. Инстинкт – это

1) генетически запрограммированное поведение

2) приобретенный в течение жизни опыт

3) поведение, обусловленное целенаправленным обучением

4) совокупность наследственных и приобретенных моделей поведения

А2. Входя в темную комнату, вы тянетесь к выключателю, находящемуся на привычном для вас месте. Это пример

1) безусловного рефлекса            

2) условного рефлекса

3) инстинктивного поведения      

4) видового рефлекса

А3. Если вы пугаетесь внезапного громкого сигнала автомобиля и отпрыгиваете в сторону – это пример

1) условного торможения                           

2) безусловного торможения

3) условного оборонительного рефлекса  

4) осознанного поступка

А4. Благодаря совокупности условных рефлексов у человека приобретается способность

1) кашлять при попадании в горло раздражающего предмета

2) отдергивать руку при уколе или ожоге

3) находить дорогу домой из любой точки города

4) удовлетворять свои физиологические потребности

А5. Безусловные рефлексы в отличие от условных рефлексов

1) наследуются                                

3) временные

2) индивидуальные                         

4) приобретенные

А6. Какой из указанных рефлексов сформировался при определяющем участии коры головного мозга?

1) слюноотделение в ответ на пищу           

2) коленный рефлекс

3) переворачивание младенца на животик 

4) улыбка ребенка при виде матери

А7. Постоянство внутренней среды организма поддерживается совокупностью

1) условных рефлексов

2) сочетанием условных и безусловных рефлексов

3) безусловно-рефлекторных реакций

4) только биохимических реакций

А8. Условные рефлексы не вырабатываются, если

1) отсутствует безусловный раздражитель

2) слишком часто повторяют процедуру обучения

3) ребенку меньше года

4) после достижения человеком 60-летнего возраста

А9. Укажите пример условного торможения

1) в ответ на удар боксер атакует соперника

2) невольник, проведший 40 лет в заключении, забыл родной язык

3) при виде любимой еды текут слюнки

4) горнолыжник после соревнований идет спать

А10. Важнейшая функция речи – это

1) подача звукового сигнала

2) выражение эмоций

3) обобщение и абстрактное мышление

4) выражение человеком своих потребностей

А11. Сновидения возникают в фазе

1) медленного сна                  

2) быстрого сна

3) постоянно, всю ночь          

4) только после ярких впечатлений

А12. Во время сна головной мозг спящего

1) периодически активен

2) постоянно активен

3) не реагирует на внешние раздражители

4) реагирует на любой раздражитель

А13. У активного футбольного болельщика во время матча происходит

1) полное расслабление организма                            

2) выделение адреналина

3) накопление молочной кислоты в мышцах   

4) выделение норадреналина

В1. Выберите характеристики безусловных рефлексов

1) характерны для конкретной особи

2) одинаково проявляются у всех представителей вида

3) обеспечивают приспособленность к разнообразным условиям среды

4) служат для удовлетворения естественных физиологических потребностей

5) существуют у всех представителей животного мира

6) центры рефлексов находятся в коре головного мозга

В2. Выберите примеры условных рефлексов

1) сосание материнской груди

2) чтение книги

3) кашель в ответ на раздражение

4) убегание от опасности

5) использование темных очков сварщиком

ВЗ. Установите последовательность этапов выработки условного слюноотделительного рефлекса на свет

A) зажигание лампочки

Б) выделение слюны в ответ на световой раздражитель

B) кормление с одновременным зажиганием лампочки

Г) образование временной связи

Д) выделение слюны в ответ на пищу

Источник: https://biology100.ru/index.php/materialy-dlya-podgotovki/chelovek-i-ego-zdorove/5-5-2-vysshaya-nervnaya-deyatelnost-son-ego-znachenie-soznanie-pamyat-emotsii-rech-myshlenie-osobennosti-psikhiki-cheloveka

Высшая нервная деятельность человека ее типы, психика, темперамент (Таблица, Схема)

Соотношение высшей нервной деятельности и психики

Высшая нервная деятельность (ВНД) – деятельность высших отделов центральной нервной системы, обеспечивающая наиболее совершенное приспособление животных и человека к внешней среде.

Психика – это внутренний мир человека, принадлежащая конкрет­ному человеку картина мира, существующая именно в его мозгу.

Поведение – сложный комплекс приспособительных двигательных актов, направленных на удовлетворение имеющейся у организма потребности.

Мышление, или рассудочная деятельность – сложнейший вид мозговой деятельности организма в процессе приспособления к новым условиям и решении новых жизненных задач. Рассудочная деятельность позволяет улавливать закономерности, связывающие предметы и явления окружающей среды, и использовать их в новых условиях в своем поведении.

Эмоции – переживания, в которых проявляется отношение человека к окружающему миру и к самому себе.

Положительные эмоции (радость, восторг, удовлетворение) – активное состояние мозговых структур, побуждающее усилить или повторить данное состояние.

Отрицательные (гнев, ужас, страх, отвращение) – активное состояние мозговых структур, побуждающее к ослаблению или прекращению данного состояния.

К высшей нервной деятельности человека относят такую деятельность – внимание, память, речь и мышление, сон.

Типы высшей нервной деятельности

Тип высшей нервной деятельности – совокупность индивидуальных свойств нервной системы, обусловленных наследственными особенностями индивидиума и eгo жизненным опытом.

Свойства высшей нервной деятельностиСила процессов возбуждения и торможения 
Взаимная уравновешенность, т.е. соотношение силы процессов возбуждения и торможения
Подвижность процессов возбуждения и торможения, т.е. скорость, с которой возбуждение может сменяться торможением и наоборот
Типы высшей нервной деятельностиСильный, уравновешенный, с большой подвижностью нервных процессов (“живой”, быстрый, подвижный тип)
Сильный, уравновешенный, с малой подвижностью нервных процессов (“спокойный”, медленный, малоподвижный, инертный тип)
Сильный, неуравновешенный, с преобладанием возбуждения над торможением (“безудержный тип”)
Слабый, с быстрой истощаемостью, приводящей к потере работоспособности (“тормозной тип”)

Темперамент и его типы

Темперамент – это индивидуальная, своеобразная, обусловленная природой совокупность динамических проявлений психики.

Тип темпераментаХарактеристика типовПсихологические особенности
по Гиппократупо Павлову
Сангвиник “сангвис” (лат.) – кровьТип с преобладанием в организме кровиСильный, уравновешенный, подвижный типБыстро отзывается на окружающие события, стремится к частой смене впечатлений .легко переживает неудачи, подвижный, с выразительной мимикой
Флегматик “флегма” (греч.) – слизьТип с преобладанием в организме слизиСильный, уравновешенный, медленный типНевозмутимый, с устойчивым настроением, с постоянством и глубиной чувств, с равномерностью действий и речи, со слабым внешним выражением чувств
Холерик “холэ” (греч.) – желчьТип с преобладанием в организме желчиСильный, неуравновешенный типОчень энергичный, быстрый, порывистый, с бурным проявлением эмоций, с резкой сменой настроения, страстно отдается делу
Меланхолик “мелайна холэ” (греч.) – черная желчьТип с преобладанием в организме черной желчиСлабый типЧеловек впечатлительный, с глубокими переживаниями, легкоранимый, внешне слабо реагирующий на окружающее

_______________

Источник информации:

Биология в таблицах и схемах./ Издание 2е, – СПб.: 2004.

Резанова Е.А. Биология человека. В таблицах и схемах./ М.: 2008.

Источник: https://infotables.ru/biologiya/39-biologiya-chelovek/530-povedenie-i-psikhika-cheloveka

Высшая нервная деятельность

Соотношение высшей нервной деятельности и психики

Высшая нервная деятельность человека представляет собой сложную совокупность нервных процессов, лежащих в основе поведения человека и обеспечивающих приспособление к изменяющимся условиям существования. Материальный субстрат высшей нервной деятельности — головной мозг.

Получая информацию через сенсорные системы, мозг обеспечивает взаимодействие организма с окружающей средой и поддерживает постоянство внутренней среды в организме.

Высшие функции мозга — это восприятие окружающей среды, целенаправленные движения, эмоции, память и обучение, бодрствование и сон, мышление и речь, безусловные и условные рефлексы.

Безусловные и условные рефлексы

Мозг действует по рефлекторному принципу, непрерывно реагируя на внешние и внутренние раздражители. Под рефлексом обычно понимают наиболее адекватную, стереотипную реакцию на сенсорные раздражители.

Ответная реакция организма на раздражитель практически всегда выражается движением. Любое ощущение осознанно или неосознанно сопровождается ответной двигательной реакцией.

Движения бывают непроизвольными, входящими главным образом в систему обеспечения безусловных рефлексов, и произвольными, обеспечивающими вместе с непроизвольными условные рефлексы.

Основы современного учения о высшей нервной деятельности были заложены И. П. Павловым, разработавшим учение об условных рефлексах. Все рефлексы, свойственные организму, И. П. Павлов разделил на два класса: безусловные и условные (1903 г.).

К безусловным рефлексам относятся: кашель при попадании инородных тел в дыхательные пути, выделение слюны при виде пищи, отдергивание руки при болевом раздражении и т. д.

Для образования условного рефлекса необходимо сочетание во времени двух раздражителей: условного (безразличного, сигнального, индифферентного относительно вырабатываемой реакции) и безусловного, вызывающего определенный безусловный рефлекс. Условный сигнал (вспышка света, звук звонка и т. п.

) должен несколько опережать во времени безусловное подкрепление. Обычно условный рефлекс вырабатывается после нескольких сочетаний условного и безусловного раздражителей, но в некоторых случаях достаточно одного предъявления условного и безусловного раздражителя, чтобы образовался условный рефлекс.

Например, если несколько раз включать звонок перед тем, как давать собаке пищу, то начиная с какого-то момента собака будет подходить к кормушке и выделять слюну каждый раз при включении звонка, еще до того, как ей будет предъявлена пища.

Здесь звук становится условным стимулом, сигнализирующим о том, что организм должен приготовиться к безусловно-рефлекторной пищевой реакции. Между стимулом (звонком) и пищевой реакцией формируется временная функциональная связь.

Условный рефлекс вырабатывается в процессе обучения, причем связь между сенсорной (в нашем примере — слуховой) системой и эффекторными органами, обеспечивающими реализацию рефлекса, формируется на основе совпадения условного стимула и безусловного подкрепления пищей.

Для успешной выработки условного рефлекса необходимо соблюдение трех условий. Во-первых, условный раздражитель (в нашем примере — звонок) должен по времени предшествовать безусловному подкреплению (в нашем примере — пище).

Во-вторых, биологическая значимость условного раздражителя должна быть меньше, чем у безусловного подкрепления. Например, для самки крик ее детеныша является заведомо более сильным раздражителем, чем пищевое подкрепление.

В-третьих, сила и условного, и безусловного раздражителей должна иметь определенную величину (закон силы), так как очень слабые или очень сильные раздражители не приводят к выработке стабильного условного рефлекса.

Классический условный рефлекс, выработанный на сочетании условного раздражителя и безусловного подкрепления, называется условным рефлексом первого порядка. Условный рефлекс, образованный на основе другого условного рефлекса, называется условным рефлексом второго порядка и т. д.

По мнению И. П. Павлова, под действием условного раздражителя, например звука, в соответствующей зоне коры больших полушарий образуется очаг возбуждения. Под действием безусловного раздражителя (пищевого, болевого и пр.) в коре возникает второй очаг возбуждения.

Между этими очагами возникает временная связь (замыкание, по И. П. Павлову). Иногда такая связь долго сохраняется уже после одного сочетания условного и безусловного раздражителей, но обычно для образования стойкого условного рефлекса необходимо несколько таких сочетаний.

Теперь достаточно предъявления одного условного раздражителя для того, чтобы вызвать рефлекс.

Если безусловные рефлексы практически не тормозятся, то выработанные условные рефлексы могут терять свое значение при изменениях условий существования. Угасание условных рефлексов называется торможением. Различают внешнее и внутреннее торможение условных рефлексов.

Если под действием нового сильного внешнего раздражителя в мозге возникает очаг сильного возбуждения, то ранее выработанная условно-рефлекторная связь не срабатывает. Например, пищевой условный рефлекс тормозится при сильном шуме, испуге собаки, действии на нее болевого раздражителя и т. д.

Такой вид торможения называется внешним. Если же выработанный на звонок рефлекс слюноотделения не подкреплять кормлением, то постепенно звук перестает выполнять роль условного раздражителя, и рефлекс начнет угасать и затормозится. Временная связь между двумя центрами возбуждения в коре разрушится.

Такой вид торможения условных рефлексов носит название внутреннего.

Память

Память — это одно из основных свойств нервной системы, заключающееся в способности долгое время сохранять информацию о событиях во внешнем мире и реакциях организма на эти события, а также многократно извлекать эту информацию в область сознания. Обучение и память — это стороны одного процесса.

Под обучением прежде всего подразумевают механизм приобретения, фиксации информации, а под памятью — механизмы хранения и извлечения этой информации. Человек запоминает не только те раздражители, которые действуют на него, но и те ощущения, эмоции, которые они вызывают.

Только благодаря памяти человек может приобретать, сохранять и использовать индивидуальный опыт.

Память, до определенной степени условно, подразделяется на несколько типов. Кратковременная память имеет продолжительность несколько секунд. Емкость ее невелика и удерживает только 5-7 предъявленных элементов.

В основе этого вида памяти лежит циркуляция нервных импульсов по нейронным сетям.

Кратковременная память очень чувствительна к сильным внешним воздействиям: ударам электрического тока, сотрясениям, резким перепадам давления и температуры.

Долговременная память сохраняет гигантский объем информации в течение всей жизни человека. Все, что содержится в памяти свыше 30 сек, преобразуется в систему долговременной памяти.

Особенно хорошо запоминаются события, которые вызывают у человека сильные положительные или отрицательные эмоции (восторг, удовольствие, страх, ненависть и т. п.

): «О память сердца! Ты сильней рассудка памяти печальной…» Процесс образования сохраняемого памятного следа — энграммы — называется консолидацией. Для того чтобы консолидация проходила успешно, необходимо усиленное снабжение мозга кислородом и глюкозой.

В формировании энграммы принимают участие нейроны ретикулярной формации ствола мозга, черной субстанции, гипокампа и миндалевидного комплекса, височных и лобных долей больших полушарий. Консолидация подавляется ингибиторами синтеза ДНК, белков.

Точно не известно, в каком виде хранится энграмма. Однако показано, что при обучении увеличивается число синаптических контактов между нейронами, возрастает число рецепторов к различным медиаторам на мембранах нейронов (ацетилхолиновых, глутаматных и др.), усиливается синтез РНК, нейропептидов и белков.

По современным представлениям считается, что в мозге нельзя выделить какую-либо отдельную структуру, в которой хранится энграмма, Видимо, памятный след сохраняется клетками всего головного мозга.

Сформировавшаяся энграмма какого-либо события очень устойчива и может сохраняться в течение всей человеческой жизни, но извлечение энграммы, то есть воспоминание об этом событии, зачастую может быть сопряжено с большими трудностями.

Эксперименты показывают, что воспоминания о многих событиях, которые человек не может вызвать у себя произвольно, возникают с большой четкостью и с массой деталей при слабом электрическом раздражении некоторых отделов лобной и височной долей коры больших полушарий.

Эмоции

Эмоции представляют собой реакции организма на внешние или внутренние раздражители, направленные на усиление или ослабление состояния, вызванного этими раздражителями.

Эмоции отражают соотношение какой-либо актуальной потребности и возможности ее удовлетворения, которое человек непроизвольно субъективно оценивает на основе как генетической информации, так и своего индивидуального опыта.

У человека выделяют три вида потребностей: витальные (соматовисцеральные), социальные (познание, коммуникация с себе подобными), творческие (наука, искусство, религия).

Если вероятность добиться реализации какой-либо желаемой потребности мала, то возникают отрицательные эмоции (тревога, страх, разочарование). Если же какая-либо желаемая потребность успешно реализуется, то возникают положительные эмоции (наслаждение, радость, удовольствие).

В основе эмоций лежит активация систем специализированных мозговых структур, приводящая к изменению поведения с целью ослабить (отрицательная эмоция) или усилить (положительная эмоция) испытываемое состояние. Положительная эмоция сигнализирует о приближении момента удовлетворения потребности, а отрицательная — об удалении от этого момента.

Важнейшим материальным субстратом эмоций являются структуры лимбической системы мозга.

Бодрствование и сон

Основные контакты с внешним миром человек осуществляет в бодрствующем состоянии. Это состояние характеризуется достаточно высоким уровнем электрической активности мозга.

В обеспечении состояния бодрствования важнейшую роль играет ретикулярная формация среднего мозга, от нейронов которой восходящие возбуждающие влияния идут к неспецифическим ядрам таламуса, а от них — ко всем зонам коры больших полушарий.

Ликвидация этих влияний приводит к снижению внимания, ухудшению обучения, патологическому сну, потере сознания и т. п.

Сон — специфическое состояние мозга и всего организма в целом, характеризующееся расслаблением мышц, слабой реакцией на внешние раздражители и т. д.

Ослабление реактивности организма зависит от падения чувствительности периферических отделов анализаторов и снижения возбудимости структур переднего мозга из-за ослабления ретикулярных возбуждающих влияний на кору.

Одним из главных химических индукторов сна является серотонин, вырабатываемый нейронами центральной части среднего мозга. Если разрушить эту область и уменьшить содержание серотонина в мозге, то человек лишается возможности сна.

При регистрации электрических сигналов мозга на электроэнцефалограмме можно заметить, что период сна не однороден, а разбивается на несколько циклов, повторяющихся приблизительно каждые 90 мин.

Во время полного цикла фаза медленно-волнового (ортодоксального) сна — период медленных низковольтных волн на ЭЭГ — сменяется фазой парадоксального, или быстроволнового, сна. Во время этой фазы наблюдаются быстрые движения глаз, сокращения мимической мускулатуры, движения пальцев.

В эту фазу человек видит сны. В течение ночи обычно наблюдается 4-6 полных циклов.

Таким образом, сон представляет собой не просто угнетение деятельности мозга, а такое состояние, когда на фоне снижения сенсорного потока к мозгу в его структурах происходит усиление некоторых обменных процессов, обработка ранее полученной информации и т. п.

Сознание и мышление

Сознание — это высшая функция человеческого мозга, которая заключается в отражении действительности и направленном регулировании взаимоотношений личности с окружающей средой.

Мышление — способность человека представить и передать другим людям свое отношение к происходящему при помощи слов и образов. Мышление является одной из главных функций человеческого мозга.

В основе сознания и мышления лежит процесс постоянного анализа огромного объема информации, поступающей как из внешней среды через органы чувств, так и от внутренних рецепторов, реагирующих на малейшие изменения во внутренней среде организма.

Совокупность происходящих в центральной нервной системе процессов, обеспечивающих восприятие и анализ информации, а также адекватную ответную реакцию организма, называют сигнальной системой. И у животных, и у человека имеется первая сигнальная система.

Она воспринимает конкретные материальные раздражители окружающего мира и является основой для формирования адекватной ответной реакции на происходящее. Кроме того, у человека в связи с появлением речи хорошо развита вторая сигнальная система.

Она обусловлена особенностью высшей нервной деятельности человека воспринимать произнесенное или написанное слово, причем сигнальное значение слова определяется не сочетанием звуков или букв, а именно тем смысловым значением, которое несет это слово.

При помощи слов человек может очень точно выразить сложнейшие абстрактные понятия, оттенки чувств и многое другое. Необходимо отметить, что зачатки второй сигнальной системы обнаружены у многих высокоразвитых животных: собак, китообразных, врановых, попугаев и др. Собака, например, способна усвоить значение большого количества слов, но специфика скелета черепа не дает ей возможности членораздельно произносить слова и фразы.

Источник: https://www.polnaja-jenciklopedija.ru/geografiya/vysshaya-nervnaya-deyatelnost.html

Психика и высшая нервная деятельность

Соотношение высшей нервной деятельности и психики

Развитие психологии на протяжении последних двух столетий были связаны с достижениями философии и успехами естественных наук. Суть психических явлений и материалистическая интерпретация природы были обусловлены появлением учения о природе психики.

Российский физиолог и психолог И.М. Сеченов (1829-1905) был основателем учения о рефлекторной природе психики, он указывал, что источником психических актов, действующих на организм, являются внешние раздражители. Благодаря рефлекторной деятельности мозга эта деятельность возникает в процессе взаимодействия индивида с окружением.

Работа И.М. Сеченова «Рефлексы головного мозга» была опубликована в 1863 г. Ученый пишет, что «все акты сознательной и бессознательной жизни по способу происхождения являются рефлексами», а без внешнего чувственного раздражителя психическая деятельность невозможна.

Учение о рефлекторной природе психики было далее развито И.П. Павловым (1849-1936) в учении о высшей нервной деятельности.

В основе теории рефлекторной деятельности лежат три главных принципа научного исследования:

Ничего непонятно?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

  • Принцип детерминизма – причины любого действия;
  • Принцип анализа и синтеза. Другими словами – это разложение на части целого и создание нового целого из элементов;
  • Принцип структурности и включения динамики в структуру.

В своей работе И.П. Павлов указывает, что фундаментом учения о высшей нервной деятельности является понимание единства организма и среды, связь между которыми осуществляет нервная система. Поведение индивида определяется теми условиями и той средой, в которой живет и действует живое существо.

В деятельности всего организма, как показали исследования, ведущую роль играют большие полушария головного мозга, обеспечивая потребности организма и осуществляя сложную аналитико-синтетическую деятельность.

В коре больших полушарий головного мозга создаются сложные временные нервные связи. С их помощью осуществляется регуляция отношений между организмом и внешней средой и самого организма.

Эта деятельность больших полушарий головного мозга и является высшей нервной деятельностью. И.П.

Павлов подчеркивает, что поведение живого организма есть реакции или рефлексы на раздражители внешней и внутренней среды.

Ответ организма на раздражители – рефлекс – осуществляется с помощью нервной системы и является главной формой её деятельности. Рефлексы бывают безусловные и условные.

Безусловные рефлексы

С безусловными рефлексами животное рождается, они выработались и закрепились в процессе длительного периода биологического развития живых существ. С первых дней жизни они необходимы животным для обеспечения существовании, т.к. помогают в поиске пищи.

Безусловные рефлексы обусловлены такими раздражителями, которые оказывая воздействие на соответствующие рецепторы, вызывают соответствующие реакции организма. Они не исчезают и действуют постоянно при нормальном состоянии организма. Эту систему безусловных рефлексов называют инстинктивной.

Удовлетворить потребности высших организмов, живущих в сложных условиях, безусловные рефлексы не могут. Обеспечение потребностей возможно только при абсолютном постоянстве внешней среды.

Внешняя среда, естественно, все время изменяется, и приспособиться к ней только с помощью безусловных рефлексов невозможно, необходимо дополнение их временными связями.

А они создаются у животных и человека в процессе жизни.

Классификация безусловных рефлексов

В науке было сделано много попыток описать и классифицировать безусловные рефлексы, но общепринятой классификации их так и нет. Выделяли такие критерии классификации:

  • Характер вызывающих их раздражителей;
  • Их биологическая роль;
  • Порядок их следования в конкретном поведенческом акте.

И.П. Павлов предложил следующую классификацию:

  • Простые рефлексы;
  • Сложные рефлексы;
  • Сложнейшие рефлексы или инстинкты, которые являются врожденной формой приспособительного поведения;
  • Индивидуальные рефлексы – рефлекс пищевой активности, агрессивный, исследовательский, рефлекс игры и др. Они обеспечивают самосохранение особи;
  • Видовые рефлексы, обеспечивающие сохранение вида.

Современные ученые придерживаются классификации, основанием которой является значение рефлексов. В соответствии с этим их делят на несколько групп:

  1. Жизненно важные рефлексы, например пищевые, оборонительные, способствующие сохранению организма;
  2. Ролевые или социальные. Они обеспечивают комфортное существование в окружении себе подобных;
  3. Рефлексы саморазвития.

Можно выделить группы рефлексов по уровню их сложности и имеющих свои особенности и отличия:

  • Простые рефлексы – обычные ответные реакции организма на внешние раздражения, например, моргание при попадании в глаз соринки;
  • Рефлекторные акты – дыхание, глотание;
  • Реакции поведения. Особенно хорошо проявляется у собак – агрессия при виде незнакомого человека, поиск предметов по запаху и др.
  • Инстинкты. Целая цепочка следующих друг за другом инстинктивных актов, связанных между собой. Ученые считают, что существует три основных инстинкта: самосохранение, продолжение рода, инстинкт лидера.
  • Запечатление или импринтинг. Копирование в головном мозге окружающей обстановки, поэтому маленькие дети узнают своих родителей, детеныши животных распознают свою мать в стаде и др.

Условные рефлексы

Вторая разновидность рефлексов – условные рефлексы. Они приобретаются в процессе жизни после рождения.

Проводя свои исследования, И.П. Павлов заметил, что у животных при определенных условиях даже при отсутствии раздражителей возникают рефлексы.

Например, слюна у собаки может появиться при появлении человека, который её кормит даже тогда, когда пищи ей не дают.

Раздражители, вызывающие условный рефлекс, называют условными раздражителями или сигналами, а условный рефлекс на эти раздражители называется натуральным.

Таким образом, получается, что условные рефлексы это есть реакции всего организма или его части на внешние и внутренние раздражители. Проявление их может идти через исчезновение, ослабление или усиление определенной деятельности, поэтому они являются помощниками организма, т.к. дают возможность быстро отреагировать на изменения и приспособиться к ним.
  1. Условные рефлексы по характеру образования делятся:
  • На натуральные условные рефлексы. Они прочны, сохраняются в течение всей жизни, что приближает их к безусловным рефлексам. Образуются они с момента рождения;
  • На искусственные условные рефлексы. Они вырабатываются на раздражители, не имеющие биологического значения. Например, можно выработать пищевой рефлекс на мигающий свет. Вырабатываются эти рефлексы медленнее и быстро угасают, если их не подкреплять.
  • По биологической значимости они делятся:
    • Пищевые;
    • Оборонительные;
    • Половые.
  • По характеру вызываемой деятельности:
    • Положительные;
    • Отрицательные;

    Помимо этих трех видов условных рефлексов существует их большое разнообразие.

    Условные и безусловные рефлексы имеют свои различия, которые показаны в таблице.

    Источник: https://spravochnick.ru/psihologiya/sistema_psihologicheskih_nauk/psihika_i_vysshaya_nervnaya_deyatelnost/

    Поделиться:
    Нет комментариев

      Добавить комментарий

      Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.